Крах немецкой экономики продолжается прежними темпами. Немецкая ассоциация машиностроительной промышленности VDMA ожидает резкий спад производства в текущем году и набрасывается с критикой на федеральное правительство.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Восстановления немецкой экономики осенью этого года не произошло. Всего неделю назад Федеральное статистическое управление пересмотрело прогнозы по снижению ВВП страны на второй квартал 2025 года с −0,1% до −0,3%. Теперь Немецкая ассоциация машиностроительной промышленности вслед за статистиками дает такой же прогноз на весь год, подтверждая продолжающуюся тенденцию к снижению производства: "Ранее мы ожидали снижения на два процента, теперь же мы ожидаем минус пять процентов в 2025 году", — говорит президент VDMA Бертрам Кавлат, прогнозирующий рост производства всего на 1% в 2026 году. Действительно ли 2025 год станет катастрофическим?
"Украину они уже развалили". В Грузии вскрыли заговор западных спецслужб
Кавлат ударяется в политику
Кавлат предупреждает, что отрасль переживает критический период — как в экономическом, так и в социальном плане. Он называет такую ситуацию "переломным моментом", когда экономика спотыкается, а политический центр продолжает разрушаться. "Если не предпринять действия прямо сейчас, избиратели окажутся в объятиях политических радикалов", — предупреждает он.
Не называя радикалов по именам, руководитель VDMA указывает на АдГ, которая недавно поднялась по данным соцопросов до 27 процентов в масштабах всей страны. Что примечательно, даже на этой стадии кризиса, когда структурный ущерб от идеологизированной политики очевиден, Кавлат впервые выступает с политическим заявлением и все равно открыто не называет виновника. Экологическая трансформация в рамках "зеленого курса" осталась за рамками его критики.
Между тем, "молчаливый картель" бизнес-элиты продолжает призывать к косметическому дерегулированию и субсидиям вместо того, чтобы искоренять проблемы.
Проблемы уже невозможно игнорировать
Проблем множество, и они очевидные: мало заказов, подавляющая бюрократия, длительный процесс согласования и утверждения, чрезмерные налоги и затраты на рабочую силу, а также невыгодность размещения производства в Германии. Добавьте к этому удушающее бремя американских пошлин, ведь примерно 40 процентов экспорта станков и машинного оборудования из ЕС в США облагается 50-процентной пошлиной на содержание металла. По словам Кавлата, нестабильные и непредсказуемые правила вынуждают многие компании полностью отказываться от экспорта.
Он призывает к снижению налогов и сборов, уменьшению бюрократии, более быстрому утверждению и, прежде всего, к усилению защиты немецкой промышленности от конкуренции со стороны Китая. Китай, отмечает он, не только догоняет Германию, но и сильно субсидирует свою промышленность, искажая глобальную конкуренцию.
Крах отрасли
Ситуация продолжает ухудшаться. Оптимистичный прогноз VDMA на следующий год, скорее всего, будет пересмотрен в сторону понижения, поскольку структурных улучшений не предвидится. Между тем, политики продолжают совещаться, а никаких реформ не видно.
Если прогнозируемое снижение производства на 5% к 2025 году реально произойдет, это станет пиком катастрофической тенденции. С 2018 года производство в сфере машиностроения и в целом в немецкой промышленности снизилось примерно на 20%. Это отражается на занятости: с 2020 года потеряно более 200 000 рабочих мест в промышленности, 68 000 из них только в прошлом году. И это может стать лишь началом разрушительного кризиса занятости.
Эти цифры говорят не об обычной рецессии, а о начале экономической депрессии. Промышленность, составляющая основу немецкой экономики, серьезно пострадала от энергетического кризиса, который Германия создала себе сама, и абсурдных регулятивных крайностей в рамках Зеленой сделки. Не следует забывать о том, что бесчисленное множество секторов услуг, производственно-сбытовых цепочек и цепочек создания стоимости напрямую зависит от промышленности. Экономическое процветание Германии, по сути дела, проистекает из этого сектора. Это тот самый источник, который поддерживает социальные программы и помогает сохранять стабильность в обществе в условиях ухудшения ситуации.
На машиностроение приходится около 3% ВВП Германии. Занимая 27% мирового рынка, эта отрасль входит в число тяжеловесов европейской промышленности. Около миллиона высококвалифицированных рабочих зарабатывают себе на жизнь именно в ней. Рабочие места, когда-то считавшиеся надежными и гарантированными, теперь попали в водоворот кризиса.
Производство в 2024 году упало на 7%. Еще более резкий спад ожидается в 2025 году. Объем заказов сократился на 8% по сравнению с предыдущим годом, а прогнозы по доходам продолжают демонстрировать тенденцию к понижению.
Систематическое обесценивание промышленной базы Германии
В этих условиях промышленное производство в Германии фактически невозможно. Цены на электроэнергию для промышленных предприятий там примерно в три раза выше, чем в США, которые активно развивают свою производственную базу, сокращают бюрократические препоны и выборочно поддерживают промышленность.
Когда министр экономики Нижней Саксонии из СДПГ Олаф Лиз призывает субсидировать промышленное электроснабжение в условиях кризиса сталелитейной отрасли и жалуется на дешевую китайскую сталь, это не более чем пустые слова, пользы от которых ноль. Исход промышленности из Германии уже начался, и он необратим: когда компании уходят, они редко возвращаются.
Особенно сильно страдает сталелитейный сектор. Он входит в число наиболее энергоемких отраслей немецкой промышленности, и его субсидированная мечта о "зеленой стали" была похоронена после многочисленных банкротств. Та же самая картина вырисовывается и в других отраслях, от машиностроения до химической промышленности, от строительства до металлургии. Упадок промышленности в Германии идет ускоренными темпами и безостановочно.
Мы стали свидетелями вызванного идеологией системного кризиса. Навести порядок невозможно даже американскими пошлинами: проблемы накапливались на протяжении многих лет и носят внутренний характер. Однако Брюссель и Берлин упорно цепляются за климатический фанатизм, пытаясь вымостить дорогу через кризис своими мечтами.
Немецкое машиностроение в страхе готовится к катастрофическому году