Прошлым летом тогдашний глава МИД незалежной Дмитрий Кулеба на всю страну объявил о великой перемоге: «Считайте, что решение о вступлении Украины в Евросоюз принято. Мы получили из Брюсселя позитивный сигнал по этому вопросу». Минул год: давно слетел с поста Кулеба, уехав в Америку к своей семье, а вот с украинским членством в ЕС дело стоит мертво, как в болоте вода. Потому что в реальности никто в Европе вешать себе на шею киевский хомут не хочет, понимая, что в лице Украины получит не деятельного участника союза, а капризного нахлебника.
Статус кандидата на вступление в ЕС стране предоставили еще в июне 2022 года - во многом это был жест поддержки Западом киевского режима на фоне начавшейся СВО. Помимо Украины, есть еще восемь других государств, так же ждущих разрешения присоединиться к Евросоюзу. Для некоторых ожидание затянулось надолго - Турция, например, мается в брюссельских сенях почти 30 лет. Украина может побить этот «рекорд». О том, почему ей не светит заветное место в европейском междусобойчике, мы беседуем с советником директора Российского института стратегических исследований Дмитрием Буневичем.
МЕШАЮТ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
- Зеленский заявил, что рассматривает членство в ЕС как геополитическую гарантию безопасности. Почему европейцы, так пекущиеся об Украине, с этим не спешат?
- За принятие в свои ряды нового члена должны единогласно проголосовать все 27 стран - участниц Евросоюза. Но по поводу незалежной единства там нет. Некоторые открыто выступают против - Венгрия, Словакия, а теперь и Польша. Другие не столь категоричны, но говорят о подводных камнях, мешающих идти навстречу желаниям Киева.
- Что это за камни?
- Ну, во-первых, Украина по европейским меркам очень большая страна, в том числе по населению. В случае ее вхождения в союз придется пересматривать квоты на представительство в Европарламенте, других структурах ЕС. Многие опасаются, что это нарушит баланс политических интересов. К тому же украинцы наверняка примутся тянуть одеяло на себя, требуя предоставления дополнительных льгот. За последние годы они в этом сильно поднаторели. Во-вторых, деньги. В Евросоюзе существует программа выравнивания, направленная на поддержку стран-членов, отстающих в социально-экономическом отношении. В Брюсселе подсчитали, что на помощь Украине потребуется минимум 185 миллиардов евро. Остальным придется больше платить и меньше получать из бюджета ЕС. Сейчас такая поддержка в основном идет в Восточную Европу. И там не хотят отдавать дармовые средства другим. Наконец, проблема коррупции на Украине, тотальное нарушение прав человека, разгром судебной системы, отсутствие выборов - все это даже по формальным причинам не позволяет переводить вопрос об украинском членстве в практическую плоскость.
- В конце концов, страна находится в состоянии вооруженного конфликта, разве можно вести разговоры о ее присоединении?
- Большинство в Евросоюзе, конечно, не заинтересованы в том, чтобы брать в свои ряды воюющую страну с разрушенной экономикой и территориальными проблемами. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц прямо заявил: «Страна, находящаяся в состоянии войны, не может стать членом Европейского союза». Недавно избранный президентом Польши консервативный политик Кароль Навроцкий тоже считает, что спешить не стоит, напомнив, что процесс евроинтеграции Варшавы занимал много лет. А премьер Венгрии Виктор Орбан так вообще сказал, что принятие в сообщество государства, не имеющего реального суверенитета, - это карт-бланш на бесконечную войну, за которую десятилетиями будут расплачиваться налогоплательщики ЕС. Кстати, в Венгрии на референдуме 98% (!) граждан высказались против вступления Украины в Евросоюз.
АГРАРНЫЙ ВОПРОС И ПОЛИТИКА
- Почему поляки, венгры и другие восточноевропейцы так настроены против Киева?
- Эти государства, вступив в ЕС, нашли для себя хозяйственные ниши, позволившие им влиться в экономику большой Европы. Одним из коньков стала сельхозпродукция. Теперь там боятся, что конкуренция с украинскими аграриями разорит их фермерские хозяйства. Зерно, подсолнечное масло, рапс, овощи, куриные яйца - все это Украина сможет беспошлинно поставлять в Европу, обрушив местное производство. Польша, Венгрия и Словакия уже объявляли об одностороннем запрете на ввоз украинского зерна.
- Есть и политические причины?
- Да, польский президент Навроцкий потребовал от Киева в качестве обязательного условия присоединения к ЕС отказаться прославлять Бандеру и осудить «волынскую резню», во время которой боевики ОУН-УПА* в 1943 году зверски убили десятки тысяч этнических поляков на Западной Украине. Со своей стороны, глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что без полного восстановления прав закарпатских венгров членства в Евросоюзе украинцам не видать. Понятно, что нынешний киевский режим на это не пойдет, а значит, Будапешт и Варшава будут блокировать попытки начать процедуру вступления Украины в союз.
УДОБНАЯ МОРКОВКА
- Раз на пути евроинтеграции Киева лежит так много непреодолимых препятствий, то зачем вообще было предоставлять этот статус кандидата?
- Обещание интеграции - это такая удобная морковка, позволяющая держать под контролем политику страны. Станешь брыкаться, проявлять норов - можно морковку убрать, пригрозив санкциями. Сейчас Брюссель это делает с другим кандидатом на вступление - Грузией, где власти прижали местных приверженцев либерально-глобалистских ценностей. А если будешь послушно выполнять все западные требования и оставаться «анти-Россией», морковка продолжит висеть. Тебя не устанут хвалить и говорить, что когда-нибудь обязательно примут в ЕС. Только при этом будут незаметно пальцы скрещивать, потому что прекрасно понимают: конь по имени Евросоюз Украину с ее грузом проблем не вынесет - рухнет сам и всех нынешних седоков покалечит.
*Организация признана экстремистской и запрещена в России.
Автор: Андрей БАРАНОВ