Китай не отправит миротворцев на Украину: на то есть веские причины

ИноСМИ 1 день назад 30
Preview

Стратегические инстинкты Пекина подсказывают, что его военные не должны участвовать в миротворческой операции, пусть даже китайские миротворцы будут действовать по указанию ООН и подчиняться российскому вето.

Долгожданный телефонный разговор между президентом США Дональдом Трампом и российским президентом Владимиром Путиным, состоявшийся 18 марта, принес весьма ограниченные результаты, среди которых прекращение ударов по энергетической инфраструктуре на 30 дней. Но это далеко не 30-дневное прекращение огня, о котором говорили США и на которое ранее согласилась Украина.

За несколько дней до этого Путин приехал в Курскую область, сделав это впервые после украинского вторжения. Там он подтвердил, что целью России является разгром врага. Спустя несколько часов после разговора Путина и Трампа Россия и Украина возобновили воздушные удары, продемонстрировав дефицит доверия друг к другу и к США. Все это ставит под сомнение направленные на достижение мира посреднические усилия Америки.

В международных дискуссиях всплывает одна идея, позволяющая устранить этот дефицит доверия. Заключается она в том, чтобы отправить на Украину миротворцев, которые будут следить за соблюдением договоренности о прекращении огня. Но Россия категорически отвергает идею отправки миротворцев из стран ЕС и НАТО, утверждая, что их присутствие приведет к эскалации напряженности.

Между тем, Вашингтон предположил, что неевропейские страны, такие как Бразилия или Китай, могли бы предоставить свои войска для миротворческой миссии. В связи с этим возникает один важный вопрос: захочет ли Китай, стремящийся позиционировать себя в качестве нейтрального посредника, отправить миротворцев на Украину?

Несмотря на дипломатическое сотрудничество Пекина, ответ почти наверняка отрицательный. Участие Китая в миротворческой деятельности всегда было связано с Советом Безопасности ООН. Россия как постоянный член Совета с правом вето вряд ли одобрит миссию под руководством ООН, посчитав ее невыгодной для себя.

Учитывая отказ России от европейских миротворцев и ее стремление управлять ситуацией на своих условиях, инициатива по отправке миротворцев с участием Китая столкнется с серьезными дипломатическими препятствиями. Без мандата ООН у Китая не будет правовых оснований и оправданий, которые обычно требуются для отправки войск за границу.

Кроме того, стратегические расчеты Китая делают его участие в постконфликтном урегулировании на Украине крайне маловероятным. Пекин действует очень осторожно во время этого конфликта, сохраняя тонкий баланс между своими отношениями с Россией, Украиной и европейским сообществом.

На словах Китай поддерживает территориальную целостность Украины, но на практике он также укрепляет экономические и стратегические связи с Россией. Отправка миротворцев на Украину может оттолкнуть от него Москву, которую Пекин считает важнейшим геополитическим партнером в борьбе против западного влияния. Для Китая издержки от отправки миротворческих сил значительно перевешивают любые дипломатические выгоды.

Традиционное отношение Китая к миротворчеству усиливает его нежелание участвовать в миссии на Украине. Китай выделяет больше всех миротворческих сил среди пяти постоянных членов Совета Безопасности, но его контингенты действуют главным образом в Африке и на Ближнем Востоке, где у Пекина имеются обширные экономические интересы, но гораздо меньше непосредственных политических проблем.

Однако вооруженный конфликт на Украине прочно переплетен со стратегическими позициями Китая в Евразии. Любое участие, даже в рамках миротворческого мандата, может привести к втягиванию Китая в масштабную геополитическую борьбу между Россией и Западом, чего Пекин старается избегать любой ценой.

До сих пор дипломатические инициативы Пекина в отношении конфликта были связаны с посредничеством. В 2023 году Китай предложил план мирного урегулирования из 12 пунктов, в котором упор делался на диалог и переговоры. Западные страны в основном отнеслись к нему с пренебрежением, назвав расплывчатым и неконкретным.

Впоследствии Китай предложил план мира из шести пунктов совместно с Бразилией, позиционируя себя в качестве рупора Глобального Юга в разрешении международных конфликтов. Эти усилия согласуются с общими внешнеполитическими целями Китая: представлять себя в качестве нейтрального посредника, который может содействовать диалогу без прямого вмешательства. Отправка миротворцев на Украину противоречит этому тщательно продуманному имиджу и может подорвать доверие к Китаю как к беспристрастному посреднику.

Даже с точки зрения военной логистики развертывание миротворческих сил Китая на Украине создаст существенные проблемы. Китайские миротворческие силы хорошо подготовлены для работы в составе миссий ООН, но имеют ограниченный опыт деятельности в активных зонах конфликтов на европейском континенте. Сложность вооруженного конфликта на Украине, включая изменения линии фронта, задействование различных марионеток и доверенных сил, а также глубоко укоренившуюся враждебность, существенно затруднит любую миссию по поддержанию мира. В отличие от относительно стабильных миротворческих операций в африканских странах, таких как Южный Судан или Демократическая Республика Конго, миссия на Украине будет сопряжена с гораздо большими рисками и потребует большей политической деликатности.

Более масштабные геополитические последствия китайского военного присутствия на Украине тоже нельзя игнорировать. США и их союзники наверняка будут относиться к развертыванию миротворческих сил Китая с подозрением, интерпретируя это как попытку Пекина расширить свое влияние в Восточной Европе.

Украина, несмотря на ее экономические связи с Китаем до конфликта, тесно связана с Западом, и поэтому непонятно, будет ли Киев приветствовать прибытие китайских войск. В то же время Россия, несмотря на ее усиливающуюся экономическую зависимость от Китая, скорее всего воспримет такой шаг как нежелательное посягательство на то, что она считает своей сферой влияния.

Нежелание Китая отправлять миротворцев не означает, что он отстранится от украинского конфликта. Пекин, скорее всего, будет и дальше выступать за политическое урегулирование, используя в качестве рычага давления свои экономические связи с Россией и Украиной. Будучи одним из крупнейших торговых партнеров в мире, Китай обладает значительным экономическим влиянием, которое он может использовать для оказания воздействия на усилия по послевоенному восстановлению. Такое экономическое, но не военное участие больше соответствует долгосрочным стратегическим интересам Пекина.

И наконец, хотя идея присутствия китайских миротворцев на Украине может оказаться привлекательной для некоторых участников процесса как способ установить равновесие в послевоенном урегулировании, шансов на ее реализацию крайне мало. Кроме того, стратегические приоритеты Пекина — а это поддержание устойчивых отношений с Москвой, избегание прямого втягивания в европейские конфликты и позиционирование себя в качестве нейтрального посредника — серьезно препятствуют участию его военных в урегулировании.

Вместо этого Китай будет и дальше играть свою роль в разрешении украинского конфликта посредством дипломатии, экономического сотрудничества и призывов к диалогу.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'