Anadolu Ajansı | Турция
Противостояние с Россией нанесло ущерб экономике Германии и вовлекло страну в кризис, пишет Anadolu. Однако новое правительство Мерца не пойдет на уступки Путину из опасений еще более усугубить ситуацию. В безвыходной ситуации остается одна надежда — на Трампа.
Кемаль Инат
Преподаватель Университета Сакарья, профессор, доктор Кемаль Инат (Kemal İnat) написал для Anadolu Analiz о том, как будет формироваться внешняя политика нового правительства, созданного в Германии.
Управление по защите конституции Германии определило АдГ ("Альтернативу для Германии") — главную оппозиционную силу в стране — как "экстремистскую". В эти дни начинает работу и новое коалиционное правительство во главе с лидером ХДС ("Христианско-демократического союза") Фридрихом Мерцем в качестве канцлера.
А партнерами Мерца по коалиции станут ХСС ("Христианско-социальный союз"), представляющий собой баварское крыло партии, и СДПГ ("Социал-демократическая партия Германии"), которая была большим партнером предыдущей правительственной коалиции. Переговоры о коалиции завершились, и на голосовании на этой неделе новая "большая коалиция" почти наверняка получит вотум доверия в бундестаге.
Коалиции между двумя наиболее укоренившимися партиями Германии — ХДС/ХСС и СДПГ — называются "большими". Однако справедливость этого определения спорна, поскольку "кровопотери" СДПГ в последние годы вытеснили ее из рядов крупнейших партий. Дело в том, что второй по величине партией Германии стала крайне правая ксенофобская АдГ, получившая 20,8% голосов на последних парламентских выборах. При этом СДПГ, сумевшая набрать на февральских выборах лишь 16,4% голосов, была вынуждена присоединиться к правительству в качестве малого партнера коалиции.
Вмешательство США во внутреннюю политику Германии
Тот факт, что АдГ, ставшую второй крупнейшей партией в стране и основной оппозиционной силой Германии, объявили "экстремистской", означает, что может начаться новый процесс по ее запрету. А реакция США на это решение указывает на одну из важных трудностей во внешней политике для нового правительства в Берлине.
Госсекретарь США Марко Рубио резко раскритиковал предоставление немецким правительством новых полномочий разведывательному агентству по контролю и подавлению оппозиции. Он назвал это "не демократией, а тиранией" и потребовал от Германии изменить такую политику. Вице-президент США Джей Ди Вэнс и советник Илон Маск также осудили политику нового правительства и поддержали АдГ.
Вмешательство США во внутреннюю политику Германии, особенно заявления и действия Вэнса и Маска в поддержку АдГ во время выборного процесса, вызвали серьезный дискомфорт и обеспокоенность в Берлине. Ранее уже говорилось о том, что экономическая политика американской администрации окажет большое давление на Германию и Евросоюз. А прямое вмешательство Вашингтона в европейскую политику и поддержка ультраправых партий и политических движений показывает, что нынешний президентский срок Дональда Трампа будет очень трудным для европейцев. Последние заявления Рубио об АдГ показывают, что интервенционистская позиция Вашингтона сохранится.
Новая политика правительства: "баланс"
Что касается будущей политики нового правительства Германии в отношении такого вмешательства, можно ожидать, что решающую роль в этом процессе будут играть христианские демократы — большой партнер коалиции. В новом правительстве и канцлер, и министр иностранных дел будут представителями ХДС. Это означает, что во внешней политике впервые за долгое время будет устранена многоголовость. Ведь во всех коалиционных правительствах, которые создавались с 1966 года, Министерство иностранных дел передавалось малому партнеру, а это создавало препятствия для совместных действий.
В качестве примера такой ситуации можно привести серьезное соперничество, которое происходило между министром иностранных дел, представителем партии зеленых Анналеной Бербок и канцлером Германии Олафом Шольцем в прошлом коалиционном правительстве, особенно по поводу политики в отношении России. Тот факт, что новый канцлер Мерц и глава МИД Йоханн Вадефул (Johann Wadephul) представляют одну партию и будут работать в согласии, может стать преимуществом для Германии в трудные времена.
Лучшим словом для описания политики нового правительства в ответ на суровые ветры из Вашингтона будет "баланс". Германия под руководством христианских демократов не пожелает оставаться незащищенной перед этими веяниями. С одной стороны, она будет пытаться сохранять открытыми каналы переговоров и компромисса с США, а с другой — защищать свои интересы в сфере экономики и обороны перед США вместе с ЕС и Великобританией.
Кроме того, Берлин нацелен на стремительное наращивание потенциала и устойчивости Германии с помощью выделения дополнительных ресурсов на экономические и оборонные расходы. А в этой связи также будет предприниматься попытка устранить возможности Вашингтона влиять на политику Германии путем усиления давления на АдГ, ставшую теперь естественным союзником популистской администрации Трампа в США.
Вместе с тем, прямые и нетрадиционные попытки вмешательства США в политику Германии, судя по всему, будут наиболее сложным фактором в американо-германских отношениях во время работы нового правительства. Для Германии, чей экспорт в Соединенные Штаты достиг 163 миллиардов долларов, американский рынок очень важен.
Вдобавок к этому у Берлина нет возможности слишком жестко реагировать на политическое вмешательство со стороны США, так как Германия по-прежнему нуждается в поддержке Вашингтона в сфере безопасности. Это также воодушевляет популистскую команду Трампа, жаждущую реконструировать мир по своему желанию.
Пойдет ли Берлин на уступки перед Москвой?
При рассмотрении вопроса о том, как будет формироваться политика дуэта Мерц – Вадефул в отношении России, можно сказать, что оба политика будут придерживаться более жесткой позиции, чем Шольц, но более сдержанной политики, чем Бербок.
Противостояние с Россией из-за российско-украинского конфликта, несомненно, нанесло значительный ущерб экономике Германии и вовлекло страну в серьезный кризис в сфере безопасности. Однако на данном этапе Берлин пока вряд ли пойдет на уступки Москве, поскольку такой шаг породит и другие риски в области безопасности. По этой причине Германия пытается продолжать политику давления на Россию вместе с Великобританией и Францией.
Однако с приходом Трампа к власти Америка прекратила синхронную работу с европейцами относительно России, что значительно ослабило Германию и другие европейские страны перед Российской Федерацией. Вместе с тем вероятно, что Трамп на фоне неспособности урегулировать российско-украинский конфликт так быстро, как он рассчитывал, пойдет по пути ужесточения политики в отношении России. Это может дать Германии и другим европейцам выход из ситуации.
Новое правительство поддерживает геноцид
Заявления Мерца и Вадефула показывают, что политика нового правительства Германии относительно израильского геноцида в отношении народа Газы и агрессии Израиля против других стран региона будет еще более произраильской, чем политика предыдущего правительства.
Поддержка израильских массовых убийств со стороны правительства Шольца подвергалась критике в международном сообществе. Но всё же вероятность того, что при прошлом правительстве премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху после ордера Международного уголовного суда на его арест посетит Германию, считалась крайне низкой.
А новый канцлер Мерц бросает вызов международному праву, заявляя, что Нетаньяху в случае приезда в Германию не будет арестован. Вадефул, предложенный Мерцем на пост министра иностранных дел, занимает похожую позицию. Так, новоиспеченный глава немецкой дипломатии критиковал тот факт, что Германия воздержалась при голосовании по резолюции о прекращении огня, принятой на Генассамблее ООН в октябре 2023 года, тогда как Израиль и США проголосовали против документа. Он заявил: "Мы бросили Израиль и США одних". Вадефул также обвинил экс-главу внешнеполитического ведомства Бербок в "трусости", подчеркнув, что нужно было выступить против прекращения огня.
Из позиций и заявлений Мерца и Вадефула можно предположить, что путем поддержки политики геноцида, проводимой Израилем, этот дуэт стремится завоевать симпатии сионистского лобби в США и тем самым попытаться уменьшить давление на Германию со стороны администрации Трампа.