Государственное пиратство. Русская грузовая авиакомпания "Волга-Днепр" может окончательно потерять один из своих стратегических транспортных самолётов Ан-124-100 "Руслан", задержанный в Торонто ещё в феврале 2022 года. Канада хочет конфисковать судно и фактически угнать его на Украину. Примеру заокеанских друзей хочет последовать и Германия, у которой тоже зависли три русских "Руслана".
Русский самолёт с регистрационным номером RA-82078 прибыл в аэропорт Торонто 28 февраля 2022 года с гуманитарным грузом - тестами на COVID-19 - буквально за несколько часов до закрытия воздушного пространства Канады для российских авиасудов в связи с началом СВО. С тех пор воздушное судно остаётся заблокированным, передаёт "Свободная пресса".
В июне 2023 года власти Канады распорядились об аресте самолёта, а премьер-министр Джастин Трюдо во время визита в Киев заявил о планах передать его Украине "в качестве компенсации". Это заявление вызвало резкую критику со стороны российской стороны, а также сомнения среди ряда международных экспертов в правомерности такого шага. В ответ "Волга-Днепр" инициировала арбитражное разбирательство, обвинив Оттаву в экспроприации собственности, нарушающей соглашение между СССР и Канадой о взаимной защите инвестиций от 1989 года.
В феврале 2025 года Канада расширила санкции, добавив в списки как саму ирландскую "дочку" компании, так и материнскую структуру - Volga-Dnepr Logistics B.V. Всё это явно указывало на намерение сформировать юридическую основу для передачи самолёта Украине.
Весной 2025 года появились признаки возможной подготовки к перегону самолёта: на его борт поднимались техники украинского "Антонова", проведшие диагностику и запуск двигателей. По неофициальным данным, "Руслан" могут переправить в немецкий Лейпциг - на украинскую техническую базу.
Лейпциг, в свою очередь, стал "убежищем" ещё для трёх русских Ан-124, находящихся под арестом с 2022 года. Германия до сих пор не решилась на их конфискацию, опасаясь последствий такого шага. Однако если Канада первой осуществит передачу транспортника Украине, это может спровоцировать аналогичные действия и в Европе.
Эксперты отмечают, что ситуация с "Русланом" в Канаде - это юридический тупик. Как подчёркивает Екатерина Косарева, управляющий партнёр агентства "ВМТ Консалт", формально у Канады нет решения суда, позволяющего конфисковать судно. Передача его Украине без правовых оснований создаёт опасный международный прецедент, подрывающий имущественные гарантии в гражданской авиации.
Однако политическая целесообразность в данном случае перевешивает правовую сторону. По мнению эксперта Центра безопасности РАН Константина Блохина, Канада продолжает линию западной поддержки Украины и, вероятно, доведёт дело до конца, игнорируя юридические риски.
Надежда на возвращение самолёта остаётся минимальной. Как подчёркивает немецкий журналист Тимофей Борисов, судебная система Германии действует медленно, и даже при наличии правовых оснований процесс может растянуться на годы. Более того, нынешняя политическая конъюнктура в ФРГ не благоприятствует возврату замороженных российских активов.
Таким образом, ситуация с Ан-124 - это часть более широкой проблемы: использование гражданской собственности в качестве инструмента политического давления. До окончания СВО шансы на возвращение самолётов в Россию представляются крайне слабыми. Даже если юридически они будут признаны российскими, фактически они останутся "заложниками" конфликта.
Непосредственно говорить о возвращении воздушных бортов в Россию можно будет только в случае безоговорочной русской победы в СВО, отмечают эксперты. Если же конфликт закончится так называемым "договорнячком" или "похабным миром", то с самолётами, очевидно, придётся попрощаться окончательно.