Как украли практически реализованную мечту жителей Донбасса и Криворожья

Русская весна 3 дней назад 12
Preview

Председатель Совета обороны РСФСР Ульянов (Ленин): «Поручить товарищу Сталину через Бюро ЦК  провести уничтожение Кривдонбасса». 

9 февраля 2015 года Народный совет (высший законодательный орган) ДНР  заявил, что самопровозглашенное государственное образование ведет свою историю от Донецко-Криворожской советской республики (ДКСР). Республика была провозглашена 30 января (12 февраля) 1918 года на четвертом съезде советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского угольно-металлургических бассейнов в Харькове.

В Исполком ДКСР избрали 11 человек, из  которых 7 являлись большевиками, 3 эсерами, 1 меньшевиком. Тогда же, в феврале 1918-го, утвердили правительство республики под председательством «товарища Артема» (Федора Сергеева).

В состав Донецко-Криворожской республики вошли полностью территории Харьковской и  Екатеринославской губерний и частично Херсонской, Таврической, Области Войска Донского.

Ныне это Донецкая и Луганская народные республики, Днепропетровская, Харьковская и  Запорожская области, частично Сумская, Херсонская, Николаевская, Ростовская. ДКСР, по сути, основная часть исторического макрорегиона, известного как Новороссия.

В  советское время о Донецко-Криворожской республике на официальных мероприятиях старались не  упоминать. Очень уж обижались влиятельные лица из Киева, если где-то заходила речь о существовании в  послереволюционные годы отдельной республики в Донбассе и в Криворожье.

На упоминавшемся съезде советов рабочих депутатов выступил Семен Васильченко — профессиональный революционер, один из  основателей Донецко-Криворожской республики. Он нарисовал заманчивое будущее: «По мере укрепления советской власти на  местах социалистические республики будут строиться не по национальным признакам, а по особенностям экономики, хозяйственной специализации. Такой самодовлеющей в экономическом отношении единицей являются Донецкий и Криворожский бассейны. Донецко-Криворожская республика может стать образцом социалистического хозяйства для других республик».

Семен Филиппович считал, что Советское государство должно строиться на основе принципа территориально-производственной общности регионов. Позицию Васильченко поддержало большинство съезда.

О выделении Донбасса и Криворожья в отдельную административную единицу говорили еще до революции. Горячими сторонниками идеи «обособления» выступали местные промышленники, которые при ведении производственных и коммерческих дел испытывали большие неудобства. Крупнейший промышленный район располагался в основном в Харьковской и Екатеринославской губерниях, административно делившими его на две части.

Некоторые территории Донбасса входили также в Область Войска Донского — отдельного образования Российской империи. Область Войска Донского по факту являлась территориальной автономией, в которой казаки за службу Государству Российскому пользовались значительными привилегиями. Казачкам-то хорошо, а предпринимателям не очень… развитие бизнеса страдало!

Председатель совета горнопромышленников Юга России Николай Дитмар в августе 1917 года докладывал Временному правительству: «Район, как в промышленном отношении, так и в географическом, и в бытовом представляется совершенно отличным от Киевского.

Этот район, имеющий первостепенное значение для России, живет самостоятельной жизнью. Административное подчинение Киеву решительно ничем не вызывается. Искусственное подчинение только осложнит всю жизнь района. Это диктуется исключительно национальными притязаниями руководителей украинского движения».

Николай Дитмар имел в виду претензии Центральной Рады в Киеве, лидеры которой добивались от Временного правительства автономии и обсуждали ее территориальные пределы. Специально подчеркну: только автономии в составе единой России! 

О независимости Украины Центральная Рада объявит после Октябрьского переворота, который не признает.

В  условиях двоевластия 1917 года большевики создавали на местах собственные органы власти — советы. Первый съезд советов Донецко-Криворожского района, прошедший весной 1917-го, объединил управленческие структуры по новому принципу, промышленно-территориальному.

В сентябре того года будущий руководитель Донецко-Криворожской республики товарищ Артем (Федор Сергеев) сформулировал повестку дня: «Мы порвали с Временным правительством и приступили к образованию своей власти, к ее организации будет привлечен весь Донецкий бассейн».

Факт образования Донецко-Криворожской советской республики большевистские лидеры восприняли негативно, но поначалу лавировали. 18 февраля 1918 года в Харьков поступило письмо за подписью секретаря ЦК РКП (б) Елены Стасовой: «Уважаемые товарищи, приветствуем вас за ту последовательную линию, которую вы провели при формировании совнаркома». Речь в письме шла  о совнаркоме — правительстве республики.

Но уже 14 марта глава Советского правительства и вождь Коммунистической партии Владимир Ульянов (Ленин) кулуарно возмутился образованием, созданным вопреки национальной политике большевиков, состоявшей в потворствовании интересам этнических меньшинств.

В письме представителю ЦК РКП (б) на Украине Серго Орджоникидзе и в телеграммах другим большевистским эмиссарам Ленин потребовал: «Сурового соблюдения суверенитета Украины, невмешательства в деятельность республиканского ЦИК, тактичности в  национальном вопросе, заботы об укреплении сотрудничества Украинской и Российской советских республик». Другими словами, вождь большевиков поддержал амбиции украинских руководителей в отношении Донбасса и Криворожья.

Аналогичного мнения придерживался формальный глава Советского государства, председатель ВЦИК Яков Свердлов (при рождении нареченный Яков-Аарон): «Выделение считаю вредным». Это фрагмент из его ответа на телеграмму товарища Артема.

Один нюанс поясню. Украинская народная республика советов образовалась 12 декабря (по старому стилю) 1917 года как  автономное образование в составе советской России, но в марте 1918-го по инициативе ЦК РКП (б) объявила о «независимости». Украинская народная республика советов с самого начала претендовала на Донбасс и Криворожье, формально включив их в свою территорию.

17 февраля 1919 года Совет обороны РСФСР по предложению его председателя товарища Ленина принял постановление «О ликвидации Донецко-Криворожской советской республики (Кривдонбасса)». Решение об упразднении ДКСР прошло через высший партийный орган. В архивах хранится документ с ленинской резолюцией: «Поручить товарищу Сталину через Бюро ЦК  провести уничтожение Кривдонбасса».

В мае 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О сепаратистских тенденциях на Украине и стремлении харьковских большевиков к воссозданию Донецко-Криворожской республики».

Из письма Ленина Орджоникидзе: «Упорство нескольких товарищей из  Донецкого бассейна походит на ничем  не объяснимый и вредный каприз, совершенно недопустимый в нашей партийной среде. Втолкуйте все это, товарищ Серго, донецким товарищам…».

Вот так большевистские вожди украли практически реализованную мечту жителей Донбасса и Криворожья об отдельном административно-территориальном образовании как органичной части великой России. Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны есть плоды титанических усилий Российской империи, задарма, по идеологическим мотивам, отданные нашим недругам.

Донбасс ценой большой крови и огромных страданий героических жителей потихоньку возрождается. Криворожье большей частью, видимо, останется под властью Киева в случае подписания мирного договора между Россией и Украиной! 

Читайте также: На Украине раскрыли, кто решил сорвать договорённости России и США

Валерий Капленков, специально для  «Русской Весны»​

 

Читать в Русская весна
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'