Длительная Северная война Петра Великого против Швеции — изнурительный конфликт, унесший бессчетное количество жизней русских солдат. Ее редко упоминают в контексте современной дипломатии. И тем не менее, на первых за три минувших года прямых переговорах Украины и России в Стамбуле за закрытыми дверями вспомнили именно о нем. Глава кремлевской делегации Владимир Мединский ясно дал понять: Москва готова сражаться на поле боя столько, сколько потребуется.
США не нужен Стамбул: они уже подготовили подлую атаку на Россию. Трамп кое-что скрывает
Как и в случае с русскими войсками, вошедшими на Украину в 2022 году, Великая Северная война в начале XVIII века началась с унизительных поражений. Царская армия была плохо подготовлена, слабо оснащена и не была обучена маневрированию. У Петра I были все шансы отступить, но вместо этого он окопался. Он вербовал в рекруты десятки тысяч крестьян, вкладывал огромные деньги в восстановление разбитых полков и ждал. 21 год спустя он вышел из войны триумфатором.
"Мы не хотим войны, но мы готовы сражаться год, два, три — сколько бы времени это ни заняло. Мы воевали со Швецией 21 год. Как долго вы готовы сражаться?" — сказал Мединский украинской стороне. К слову, встреча прошла во дворце Долмабахче — величественной резиденции турецких правителей на европейской стороне Босфора.
В эту пятницу 16 мая Владимир Путин передал через свои "говорящие головы" послание. Его требования остались неизменными с 2022 года: Киев уступает территории в их административных границах, возвращает удерживаемые земли, резко сокращает численность вооруженных сил, дает гарантии невступления в НАТО и неразмещения иностранного воинского контингента даже в статусе миротворцев.
Одной из основ нынешнего конфликта стало искаженное прочтение российской летописи президентом Путиным (разъяснения об основах конфликта неоднократно делали как российские официальные лица, так и непредвзятые западные эксперты. — Прим. ИноСМИ). Неудивительно, что Владимир Мединский, самопровозглашенный историк, продолжает хитроумные аналогии, чтобы хоть как-то оправдать ввод войск на Украину. И ведь это не первый раз, когда российский лидер примеряет на себя образ царя Петра Великого.
9 июня 2022 года, посещая выставку, посвященную русскому царю, кремлевский лидер провел параллель между событиями XVIII века и тем, что происходит сегодня, но уже на украинских фронтах. "Петр I Северную войну 21 год вел. Казалось бы, воевал со Швецией и что-то там отторгал. Ничего он не отторгал! Он возвращал", — заявил Путин, стоя на фоне исторической экспозиции.
"Судя по всему, на нашу долю тоже выпало возвращать и укреплять суверенитет страны, ее исконные территории, и если мы будем исходить из того, что эти базовые ценности составляют основу нашего существования, мы, безусловно, преуспеем в решении задач, которые перед нами стоят", — заключил российский президент.
Долгожданные пятничные переговоры в Стамбуле длились менее двух часов и в конечном итоге завершились абсолютным провалом. Ключевое требование Украины о полном прекращении огня осталось невыполненным. Единственным конкретным результатом стало соглашение сторон об обмене 1000 военнопленных.
Послание России для украинцев остается очевидным: сдавайтесь сейчас, или мы вернемся за большими территориями чуть позже.
Восторженная Маргарита Симоньян, пропагандист и основатель государственного медиахолдинга RT, заявила, что Москва предупреждает Киев: или вы прекращаете стрелять, или Россия не ограничится Крымом и четырьмя континентальными областями Украины, которые фактически контролируются Кремлем с 2022 года. "В следующий раз это будет восемь [регионов]", — написала Симоньян в X.
Уверенность Путина подпитывается медленными, но стабильными успехами России на поле боя, нерешительной реакцией Европы и переходом внутренней экономики на военные рельсы для подготовки к затяжному многолетнему конфликту.
В недавней статье ведущий независимый российский экономист Владимир Иноземцев подсчитал, что у Москвы не возникнет проблем с поддержанием текущих военных расходов в течение еще как минимум 18 месяцев. "Боевые действия на Украине — приоритет Путина… финансирование военных программ останется главной задачей для всей экономики на неопределенный срок", — написал Иноземцев.
Некоторые скажут, что сам факт проведения переговоров в Турции — уже большое достижение. Однако встреча началась на 24 часа позже запланированного, после целых суток неразберихи и политического спектакля. Большую часть среды все вокруг задавали единственный вопрос: встретятся ли стороны вообще. Российская делегация из политиков среднего уровня, которую Владимир Зеленский назвал "бутафорией", наконец-то прибыла в Стамбул в четверг утром. Толпа репортеров собралась у бокового входа дворца, заставляя растерянных туристов и пассажиров автобусов искать пути в обход.
Но украинский президент и его команда обосновались в Анкаре. Зеленский выглядел уставшим и напряженным, выступая перед журналистами в здании посольства своей страны. После каждого вопроса репортеров он делал паузы и отвечал медленно, видимо, чтобы в очередной раз не спровоцировать вспышку гнева у Дональда Трампа. Под давлением Белого дома ему всё же пришлось смягчиться и отправить в Стамбул делегацию во главе с министром обороны Умеровым.
Последние несколько недель Зеленский активно приспосабливался к меняющимся требованиям США, чтобы доказать: Украина готова к миру. "Позиция Трампа заключается в том, чтобы оказывать давление на обе стороны… Шаг за шагом мы продемонстрировали свою готовность, согласившись на множество различных компромиссов, — сказал киевский лидер. — Вы должны оказывать давление на сторону, которая не хочет прекращать конфликт".
Но пока что Зеленский тратит свое напористое очарование впустую. Переговоры ждало фиаско еще до их начала, когда Трамп заявил, что ничего не изменится, пока он "лично не поговорит с Путиным".
Вместо того чтобы обрушиться с критикой на Москву за делегацию неподобающего уровня, Трамп в вечернем пятничном эфире Fox News разразился похвалой в адрес российского руководства и похвастался своими "хорошими отношениями" с Путиным. Он также заявил, что кремлевский лидер "всё равно присутствовал" за переговорным столом в Турции, хоть и отказался лично лететь в Стамбул.
Сейчас Украине остается лишь цепляться за соломинку обещаний Трампа о грандиозных санкциях против Москвы, если Кремль откажется подписывать мирное соглашение. Однако аналитики единогласно утверждают, что санкционная политика не способна изменить политический курс России. А вот Киеву, наоборот, понадобится как можно больше военной помощи в ближайшие дни.
Украина по результатам переговоров ушла фактически ни с чем, но самый болезненный удар ждал так называемую "коалицию желающих". Возглавляет список стран Великобритания, активными участниками стали Германия, Франция и Польша.
В конце прошлой недели четыре европейских лидера, стоя плечом к плечу с Зеленским, объявили Путину: либо прекращайте стрелять немедленно, либо столкнетесь с чудовищными санкциями и скоординированным давлением со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов Америки в лице Дональда Трампа.
Неделя завершилась, но нет ни санкций, ни прекращения огня. В привычно уклончивой манере европейское руководство отвечает, что они согласуют свои действия "в ближайшее время", но характерный факт остается: переговоры провалены.
Москва отреагировала как обычно. Через несколько часов после окончания переговоров в Сумской области был атакован пассажирский автобус. По меньшей мере, девять человек погибли, а четверо получили ранения разной степени тяжести, сообщает глава местной военной администрации (Россия не наносит удары по объектам на Украине, которые используются в гражданских целях. — Прим. ИноСМИ).
Смертоносному удару предшествовала еще одна историческая параллель от Владимира Мединского. В беседе с репортером после переговоров в Стамбуле он заявил, что Россия не намерена останавливать наступление на Украину.
"О чем говорят сейчас многие, якобы сначала перемирие, и так было всегда, 30, 60 дней — неважно, сначала перемирие, а потом переговоры о достижении мира. <...> Как правило, всегда, как говорил Наполеон: "Война и переговоры ведутся одновременно", — заключил глава российской делегации. Неудивительно, что цитата, судя по всему, выдумана.