Западные СМИ (Reuters, Financial Times, The Independent, The Telegraph, Le Monde) обращают внимание на острый демографический кризис в Италии, который ставит под угрозу будущее страны, подрывает экономику и благополучие итальянцев. Обратить эту тенденцию вспять, по мнению демографов, практически невозможно: страну, скорее всего, ожидают депопуляция либо замещение коренного населения мигрантами.
По мнению итальянского министра экономики и финансов Джанкарло Джорджетти, главной угрозой для будущего страны являются не замедление экономического роста или бюджетный дефицит, а острый демографический кризис. Коэффициент рождаемости в Италии составил 1,12 ребенка на одну женщину, что является самым низким показателем с момента объединения страны в 1861 году и находится значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. Если раньше Джорджетти говорил о "демографической зиме", то теперь на слушаниях в парламенте он заявил о "драматической депопуляции" Апеннинского полуострова, которая ставит под угрозу благополучие итальянцев и подрывает бюджет государства.
Британская The Telegraph приводит мнение демографов, которые считают убыль населения в Италии "необратимой". Согласно национальному статистическому агентству ISTAT, в сотнях итальянских городов и сел в последние годы наблюдался нулевой уровень рождаемости. Этот процесс в Италии наблюдается уже давно, но происходит неравномерно: наиболее драматическая ситуация складывается в небольших городах и коммунах, где нет молодежи и население составляют практически одни старики. Это разрушает всю социальную инфраструктуру: закрываются школы и больницы, почтовые отделения. По мнению итальянского демографа Алессандро Розины, возникает замкнутый круг социальной деградации, когда молодежь вынуждена покидать родные места.
Демограф считает, что необратимая фаза депопуляции в Италии началась в 2014 году. И дело не только в нежелании молодых пар заводить детей, все больше молодых итальянцев хотят покинуть эту страну навсегда. Согласно опросам статистического бюро ISTAT, 32% хотят перебраться в США, 12% в Испанию и 11% – в Великобританию. Среди основных причин – невозможность содержать семью с детьми.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Италия – единственная из развитых стран, где за последние 30 лет упала реальная заработная плата. К 2050 году население Италии, которое сейчас составляет 58 миллионов человек, может сократиться на 5 миллионов, свыше трети населения будет старше 65 лет, что приведет к нехватке рабочей силы и ляжет тяжелым грузом на систему здравоохранения и пенсионные фонды.
Агентство Reuters отмечает, что 2024 год ознаменовал новый этап демографического кризиса в Италии: рождаемость в очередной раз резко снизилась, эмиграция из страны выросла, а процесс депопуляции ускорился. Смертность в Италии значительно превысила рождаемость, страну покинула 191 тысяча человек – рекордное число в этом веке.
Вместе с тем продолжительность жизни составила 83,4 года, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Италия становится страной стариков, каждый четвертый итальянец уже сейчас находится в возрастной группе старше 65 лет, более высокий индекс старения общества наблюдается лишь в Японии (около 30%).
В то же самое время число иностранцев в Италии превысило 5,4 миллиона, или 9,2% населения, они проживают преимущественно на севере страны. Демографы называют складывающуюся демографическую ситуацию чрезвычайной, хотя премьер-министр Джорджа Мелони и ее предшественники обещали принять радикальные меры по ее исправлению.
Глава статистического бюро ISTAT Франческа Челли заявила в парламенте, что последние прогнозы крайне неутешительны: к 2031 году число лиц старше 65 лет составит 27,7% населения, а к 2050 году – 34,5%.
Углубляющийся демографический кризис в Италии (прогнозируется убыль населения на 40% к 2100 году) означает крушение экономики, социальных и пенсионных фондов. Хуже обстоят дела только в Восточной и Южной Европе (Украина – сокращение населения на 61% к 2100 году, Албания – на 57%, Литва – на 57%, и Босния-Герцеговина – на 56%).
Что касается прогнозов на 2050 год, то Италия находится в группе "демографического риска" наряду с Болгарией, Грецией, Хорватией, Латвией, Литвой и Португалией, население которых сократится на 15-18% без учета иммиграции. Среди стран с некоторым приростом населения демографы называют Мальту, Францию, Швецию, Ирландию, Люксембург и Кипр. Считается, что во Франции основной прирост населения обеспечивают выходцы из бывших африканских колоний, а также новые иммигранты. Единственной страной Европы, в которой рост рождаемости обеспечивается за счет коренного населения, является Ирландия. Однако это не меняет общей картины: начиная с 2026 года Евросоюз в целом входит в период хронической убыли населения, хотя и со значительными региональными отличиями.
Наиболее значительная депопуляция грозит группе стран Восточной и Южной Европы, куда входит также Италия. С другой стороны, страны Северной и Западной Европы будут решать проблемы с рождаемостью за счет иммигрантов. По прогнозам, население Великобритании, Франции и Швеции даже вырастет к 2100 году. Что касается миграционных потоков внутри Европы, то они совершенно четко направлены из экономически менее развитых в более благополучные страны Западной и Северной Европы, в то время как пенсионеры будут переезжать в более теплые страны Южной Европы.
При этом к 2050 году доля трудоспособного населения снизится в 22 из 27 стран ЕС, а число стариков и пенсионеров вырастет более чем вдвое. Это ляжет тяжелым грузом на системы здравоохранения, ухода за пожилыми людьми и пенсионные фонды. В Италии социальные расходы уже составляют 30,5% ВВП, из которых почти половина уходит на пенсии. Согласно статистическому бюро ISTAT, единственным выходом из сложившейся ситуации является увеличение доли молодежи и женщин на рынке труда. Но при сохранении нынешней тенденции эта цель вряд ли достижима: к 2050 году только 54% населения Италии войдет в группу трудоспособного возраста, которая вынуждена будет содержать все остальное население.
Демографы обращают внимание на двойной характер демографического кризиса: с одной стороны, сокращается численность населения в целом, с другой, уменьшается доля трудоспособного населения. Это ставит под угрозу перспективы экономического роста и благосостояние итальянцев.
По мнению большинства ведущих экспертов, демографический кризис в Италии принял необратимый характер. Это создает порочный круг: по мере сокращения населения разваливается социальная инфраструктура, а молодежь уезжает в другие страны. Для исправления ситуации нужны радикальные шаги, но кто способен их реализовать? Итальянские демографы считают, что принимаемые правительством Джорджи Мелони меры вряд ли исправят ситуацию. Речь идет о глубинном социальном явлении: итальянские женщины отказываются рожать, поскольку не могут совместить работу и домашнее хозяйство. Кроме того, их останавливает гендерное неравенство на рынке труда и внутри семьи.