
Уголовный кодекс в СССР был строг, но большинство граждан нарушали ряд статей и, как правило, последствий для них не было. Об этом напомнил канал «Литрес».
Кодекс содержал статью 74, которая грозила тюрьмой за нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии. Однако в реальности именно национальность зачастую становилась барьером при приеме на престижную работу. Если человек был религиозен, что дорога в важные профессии ему также была закрыта.
Статья 112 предусматривала лишение свободы за умышленное легкое телесное повреждение или побои. Драки и потасовки в СССР случались частно. Поводом могла стать ревность или просто взгляд, который кому-то не понравился.
Штраф или исправительные работы грозил за оскорбление, это регулировала статья 131. При этом ругательства и резкие выражения были в ходу не только на работе, но и во время ссоры с близкими или соседями. Нарушение правил труда (статья 140) обходилось штрафом или до 5 лет тюрьмы. Но в СССР высотники, к примеру, работали без страховки, шахтеры — без должной вентиляции. Проверки начинались, если случалась трагедия.
В СССР подворовывали с работы. Водитель уносил бензин, а пекарь — муку и сахар. Государственное имущество воспринимали как народное. И статья 144 о кражах не пугала советских людей в условиях дефицита.
В целом многие статьи Уголовного кодекса игнорировались обществом, как нечто формальное. Жизнь шла по своим правилам.
«ГлагоL» сообщал ранее, что советская традиция закусывать водку соленым огурцом сформировалась благодаря двум причинам: социальной и биохимической. В СССР выпивали часто, водка была «социальным клеем», а огурец к ней стал ритуалом.