Налоговые доначисления бизнесу и гражданам в 2025 году выросли на треть: по итогам проверок за январь – март им предъявили 140 млрд рублей, подсчитали «Известия» по данным ФНС. В сумму входят недоимки, штрафы и пени. Существенно выросли и претензии к самозанятым, а также к гражданам, сдающим жилье или продающим активы. Бюджету не хватает денег, логично, что контроль ужесточили. Доначисления также выросли из-за изменения порядка расчета пеней. Ситуация ухудшается за счет высокой ставки (она влияет на размер штрафов). Почему внимание налоговиков всё чаще направлено на работающих на себя и как амнистия за дробление может повлиять на ситуацию — в материале «Известий».
Кого налоговая проверяет чаще всего
В I квартале 2025-го налоговая провела 12 тыс. проверок. По сравнению с тем же периодом прошлого года их количество почти не изменилось, однако доначисления выросли на треть. За январь – март бизнесу и физлицам предъявили 140 млрд рублей — с учетом недоимок, штрафов и пеней. В 2024-м сумма составляла 106 млрд, следует из данных ФНС («Известия» их изучили).
Большая часть доначислений пришлась на выездные проверки — 101 млрд рублей. Остальное добавил камеральный, то есть дистанционный контроль.
По данным ФНС, основные недоимки выявлены у организаций. При этом вдвое выросли претензии к физлицам — до 604 млн. Это может говорить о более строгом контроле за самозанятыми и гражданами, сдающими жилье, владеющими зарубежными активами или криптовалютой, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
— Под усиленный контроль чаще всего попадают строительство, розница, общепит, логистика и услуги — сферы с высокой долей наличных расчетов, дробления бизнеса и схем ухода от уплаты НДС. Повышенное внимание также к ИП и самозанятым, особенно тем, кто формально использует льготные режимы, но по сути работает как средний бизнес, — рассказал эксперт.
Также часто доначисления затрагивают юрлиц, занятых в производстве нефтепродуктов и оптовой торговле сырьем, добавил партнер «Легес Бюро», член Ассоциации юристов России (АЮР) Евгений Пантазий. Эти отрасли традиционно находятся под пристальным вниманием налоговиков из-за высоких оборотов.

Перерасчет в основном коснулся нарушений по налогам на добавленную стоимость, на прибыль и доходы физлиц, следует из данных службы. Все три сбора в этом году претерпели изменения. Небольшие компании на «упрощенке» при доходе свыше 60 млн теперь обязаны платить НДС. Ставку налога на прибыль повысили с 20 до 25%, а по НДФЛ ввели прогрессивную шкалу.
Самые частые нарушения — дробление бизнеса, получение необоснованной налоговой выгоды через фиктивных контрагентов, завышение расходов и неполное отражение выручки, перечислил Владимир Чернов. Также налоговики нередко выявляют ошибки в учете зарплат и раскрывают использование серых схем через ИП и самозанятых. У физлиц — это, как правило, неотражение доходов от продажи имущества или аренды.
При выборе компаний для выездной проверки в первую очередь акцент делается на тех, у кого самые большие налоговые риски — независимо от сферы деятельности и отрасли, сказали «Известиям» в пресс-службе ФНС.
Большинство выездных проверок физлиц связано с тем, что ранее они вели бизнес как ИП, поделились в налоговой службе. К моменту проверки они уже перестали быть предпринимателями, но у ФНС остались вопросы к прошлым периодам. При этом число таких проверок снизилось вдвое: с 32 в I квартале 2024-го до 16 в январе – марте 2025-го, добавили там.

Почему растут налоговые доначисления
Одна из причин роста доначислений — изменение порядка расчета пени. Они начисляются за каждый день просрочки платежа. С этого года перестал действовать временный порядок расчета неустойки по фиксированной ставке — 1/300 ключевой ЦБ в день, напомнил Евгений Пантазий из АЮР. Вместо него ввели дифференцированный подход: за первые 30 дней — 1/300, с 31-го по 90-й день — 1/150, а дальше снова 1/300. То есть при просрочке дольше месяца платить приходится вдвое больше.
Выросла и сама ключевая ставка, от которой зависит размер пени. В прошлом году ЦБ ее повысил с 16 до 21%. И только в июне 2025-го регулятор опустил показатель до 20%.
— Еще одна причина роста доначислений — усиление контроля. Проверки становятся более точечными и результативными: их может проводиться меньше, но за счет анализа рисков, цифрового следа, банковских трансакций и взаиморасчетов между юрлицами и физлицами ФНС выходит на заведомо «проблемных» налогоплательщиков. Это позволяет отходить от массовых проверок «на удачу» и сосредотачиваться на конкретных нарушениях, — объяснил Владимир Чернов из Freedom Finance Global.
Цифровизация усиливает этот процесс: ФНС всё активнее применяет предварительную аналитику, автоматические модели выявления схем уклонения и инструменты межведомственного обмена, добавил эксперт. Это помогает лучше находить нарушения.

Несмотря на приоритет автоматизированного контроля, в последнее время ФНС ужесточила подход к «рисковым» плательщикам, подтвердил исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Это связано в том числе с амнистией по дроблению и цифровизацией налогового мониторинга. Кроме того, сейчас идет несколько отраслевых проектов — например, по обелению сфер клининга и общественного питания, поделился эксперт.
Вместе с тем и сам бизнес стал допускать больше нарушений — многие недобросовестно ведут отчетность и неправильно оформляют сотрудников, отметила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. По ее словам, участились и случаи применения схем по уходу от налогов. Как правило, не указывают ОКВЭД или допускают расхождения между документами и фактическими данными.
— Есть устойчивая тенденция: когда ставки растут, бизнес пытается сократить налогооблагаемую базу, чтобы платить меньше. Отсюда может быть больше нарушений, — согласился кандидат экономических наук Андрей Бархота.
Как усиление контроля влияет на бизнес
Усиление налогового контроля становится серьезным вызовом для малого и среднего бизнеса — особенно на фоне высоких издержек, слабого спроса, роста себестоимости и жесткой политики ЦБ, считает Владимир Чернов из Freedom Finance Global. По его словам, часто доначисления и штрафы касаются прошлых периодов, когда у компаний уже нет ни ликвидности, ни возможности что-то исправить. При этом крупный бизнес в целом успел адаптироваться, выстроив более прозрачную налоговую модель.
— В перспективе усиление контроля может повысить фискальную дисциплину, — добавил эксперт.
За последние 10 лет роль налоговых доходов в бюджете сильно выросла. Увеличение неплатежей грозит снижением поступлений и разрастанию дефицита казны, предупредил экономист Андрей Бархота. Поэтому служба все пристальнее следит за нарушителями.
Вместе с ужесточением контроля власти ввели послабление по самому распространенному нарушению — амнистию за дробление. С этого года если бизнес добровольно прекратит использовать незаконные схемы, то ему автоматически спишут налоги, пени и штрафы за 2022–2024 годы — без заявлений.
Амнистия за дробление может частично сократить число споров с ФНС, считает Владимир Чернов. Компании, которые добровольно легализовались, получают временную защиту от доначислений за прошлые годы — это снизит им нагрузку. В перспективе амнистия может немного замедлить рост дополнительных требований ФНС, считает Юлия Коваленко из РЭУ. Однако эффект будет ограниченным — не более 5% от общего объема.