Хлам из СССР или золото? За какие мотоциклы иностранцы платят миллионы

РЕН ТВ 7 часов назад 28
Preview

РИА Новости/М. Филимонов

А вы знаете, что старые советские мотоциклы популярны у иностранных коллекционеров? В США за 2200 долларов продали на аукционе редкую модификацию мотоцикла "Минск" 1998 года выпуска, который почти все время простоял в гараже. До этого в Штатах ушел с молотка Иж 1972 года за три тысячи долларов. А сколько можно выручить за старый мотоцикл из вашего гаража? И какой двухколесный транспорт может стать хорошим вложением? Подробности – в программе "Купи-продай" с Валерием Архиповым на РЕН ТВ.

Легендарный "Урал" – первый номер в коллекции

Как вы думаете, что общего у актера Брэда Питта, бойца смешанных единоборств Конора Макгрегора, лидера группы Aerosmith Стива Тайлера и короля Иордании Абдаллы II? Все они заядлые мотоциклисты, и у каждого в гараже стоит "Урал" – легенда и один из символов советской эпохи. Неповторимый звук его оппозитного мотора до сих пор не оставляет равнодушным никого!

Прототип "Урала" модель М-72 начали разрабатывать еще в 1930-х годах. За основу советские инженеры взяли BMW R71, который поставляли в моторизированные дивизии вермахта. Пять немецких мотоциклов и техническую документацию наши спецслужбы тайно закупили в Швеции. В СССР М-72 поначалу тоже выпускали только для военных, с обязательной постановкой техники на учет в военкомат. Лишь с середины 1950-х эти тяжелые мотоциклы поступили в свободную продажу и сразу стали народными.

РИА Новости/Николай Пашин

"Например, в деревнях это были внедорожники настоящие. Где не было уазиков, "буханок", там еще чего-то, "Уралы" спасали. Ну и плюс ко всему не забываем срез такой молодежи, деревенской, поселковой, сельской, для которой мотоцикл – это еще и было средство самовыражения. То есть изначально, пересев с мопеда "Карпаты" или с мопеда "Рига" на мотоцикл, парень молодой поднимал себя в социальном статусе очень сильно", – отметил автомобильный эксперт Максим Ракитин.

С 1941 по 1991 год в СССР выпустили более трех миллионов "Уралов" разных модификаций – военных, патрульных, дорожных и спортивных. Стоил такой мотоцикл от 1250 рублей – это около семи среднемесячных советских зарплат. Сегодня цена на "Уралы" зависит от их состояния и конкретной модели – были редкие модификации, которые выпускались ограниченными сериями.

"Я реально видел, что продается классический советский "Урал", полностью восстановленный, за 350 тысяч рублей", – подчеркнул Максим Ракитин.

И это далеко не предельная цена. Есть объявление, где за 30-летний "Урал" с пробегом всего восемь километров просят более полутора миллионов. И покупатель наверняка найдется – советские "Уралы" ценятся за надежность, неприхотливость и универсальность. Именно на этом мотоцикле, а точнее, мотоциклах, герой народного артиста СССР Георгия Жженова догонял Деточкина в фильме "Берегись автомобиля". Мало кто из зрителей заметил, что в разных эпизодах Жженов появляется в кадре на разных моделях "Урала". Всего на съемках использовали пять модификаций.

Хит советского мотостроения – мотоцикл "Минск"

"Минск", который легче "Урала", экономичнее и в четыре раза дешевле, был по карману даже студентам и идеально подходил для начинающих мотоциклистов. "Минск" заводился даже в морозы, переваривал любой бензин и легко чинился отверткой и гаечным ключом.

"Он очень легкий, проходит в любые канавы. И в горку хорошо заезжает, и по грязи хорошо едет. Мотор из-за своей структуры, что очень большая решетка мотора, его просто невозможно перегреть", – рассказал Николай Негляд, который как раз продает мотоцикл "Минск".

Кадр из программы "Купи-продай", РЕН ТВ

Свой "Минск-3" 1989 года выпуска Николай Негляд купил у знакомого за 30 тысяч рублей. Цена ниже рынка, но и вложить в мотоцикл пришлось немало сил и денег. На восстановление ушел целый год.

"Менялись поворотники, выпрямлялся руль вот здесь вот, у стойки руля. Покупались новые зеркала, делалась электроника вот здесь, под баком. Ставилась новая катушка зажигания, так как все от времени уже произносилось. Красился своими силами, правда из баллончика", – поделился Николай.

Теперь этот "Минск" полностью исправен, и Николай собирается его продать.

"Продаю мотоцикл за 55 тысяч рублей, так как за 30 его покупал, плюс где-то еще плюс-минус вложил 20 тысяч. Частый вопрос, который задают, есть ли на него документы", – добавил он.

Документы не сохранились. Их можно попытаться восстановить, но дело это хлопотное и обойдется минимум в пять тысяч рублей. Зато, по словам Николая, с документами цена на его "Минск" возросла бы сразу до 100 тысяч. И это не предел. На одном из зарубежных аукционов редкую модель "Минска" продали за 2200 долларов.

"Ну, я бы не сказал, что 2200 долларов – это большие деньги. И он в России примерно столько же стоит, в таком же сохране, такой же редкости, если найти, опять же. Интерес был всегда", – подметил автоэксперт Максим Ракитин.

Верный Иж – надежная рабочая лошадка

На "Минсках" гоняла в основном молодежь, а граждане постарше предпочитали мотоциклы Иж. Это была доступная техника среднего класса и цены – от 560 рублей. Столько же стоил цветной телевизор. Самыми популярными моделями были "Иж-Юпитер" и "Иж-Планета". В сельской глубинке они зарекомендовали себя как отличные рабочие лошадки – в коляску легко умещались три мешка картошки.

РИА Новости/Николай Пашин

"Иж как культурное явление для советской страны, его невозможно переоценить, потому что это был вид транспорта миллионов людей. И, говоря об этом бренде, нужно помнить, когда мы говорим о советском мотоцикле, первое, что нам приходит в голову, – это Иж", – пояснил автоэксперт.

Мотоциклы завода "Ижмаш", собранные в советские годы, и сегодня в цене. На сайтах объявлений можно найти предложения и за 200 тысяч, и за полтора миллиона рублей.

"Исключительно все зависит от того, насколько эта техника находится в хорошем, близком к идеальному состоянии. То есть порядок цен на хороший сохран – это сотни тысяч рублей. Но, опять же, общей температуры по больнице нет", – сообщил автоэкперт.

"Ява-350" – мечта всех советских мотоциклистов

"Явы" выпускали в братской Чехословакии, и СССР был их главным импортером. Счастливые владельцы этих мотоциклов считали, что свое название они получили в честь индонезийского острова, но это не так. "Ява" – сокращение от имени первого владельца мотоциклетного завода Франтишека Янечека и названия немецкой компании "Вандерер" (Wanderer), у которой Янечек купил лицензию и оборудование для производства мототехники. В СССР "Явы" стоили недешево – от 1000 рублей. За эти деньги можно было купить неплохой телевизор, норковую шубу, и еще осталось бы на отпуск. Мотоциклы "Ява" любили не только за высокое качество сборки и резвый двигатель, но и дизайн.

Кадр из программы "Купи-продай", РЕН ТВ

"Вот это ощущение, словно мотоцикл начертили линейкой, оно прослеживается везде – и вот в этих пластиковых элементах, и в задней светотехнике, во всем. Недаром мотоцикл прозвали, в частности, "пеналом", – отметил автоблогер Георгий Белов.

"Явы" засветились во многих советских фильмах. Один из самых известных эпизодов – в комедии Гайдая "Бриллиантовая рука". На красной "Яве" контрабандист Геша догоняет Семена Семеновича Горбункова.

Коллекционер Андрей Спиридонов три года назад купил "Яву" редкой модели 638-05. Этому мотоциклу уже 40 лет.

"Был произведен капитальный ремонт двигателя, замена поршневой, замена всех тормозных колодок была произведена, подшипники колесные были заменены. Так мотоцикл для своих лет достаточно в хорошем состоянии", – рассказал Спиридонов.

Андрей потратил на восстановление мотоцикла около 70 тысяч рублей. И готов продать его за 275 тысяч. Это недорого: на досках объявлений за такие же "Явы" порой просят в три раза больше – до 840 тысяч.

Есть у Андрея Спиридонова и "Ява" более ранней 634-й модели, выпущенная полвека назад. Но с ней он расстаться не готов, дорога как память, ведь именно на таком мотоцикле в юности он учился ездить. Сейчас "Ява" участвует в парадах ретротехники.

 

Читать в РЕН ТВ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'