СПГ, «теневой флот» и атомная ловушка — «зеленый переход» Евросоюза превратился в энергетический абсурд. Брюссель требует отказаться от российского газа, но молчит о том, что сжиженное топливо осталось вне санкций. Еврокомиссары клянутся в верности ЕС, но Варгеи защищает интересы Венгрии, а Германия и Франция тихо скупают уран. Ирония в том, что Россия, теряя европейский рынок, уже строит АЭС в Латинской Америке и наращивает экспорт в Китай. Кто здесь действительно «отказывается» — Европа или ее иллюзии? Об этом читайте в материале «Точки».

Новый «хитрый план»
Еврокомиссия 6 мая с задержкой в несколько часов все же опубликовала свой план поэтапного отказа от российских энергоносителей. Текст этого документа выглядит как максимально общие пожелания, где из конкретных мер можно выделить только следующее:
«Прекратить весь импорт российского газа к концу 2027 года путем улучшения прозрачности, мониторинга и прослеживаемости российского газа на рынках ЕС. Новые контракты с поставщиками российского газа будут предотвращены, а спотовые контракты (с немедленной оплатой) будут прекращены к концу 2025 года. Принять новые меры по борьбе с российским «теневым флотом» (судами, используемыми Россией для обхода санкций), перевозящим нефть. Ограничить новые контракты на поставку, подписанные совместно с Агентством по поставкам Евратома, на уран, обогащенный уран и другие ядерные материалы, поступающие из России».Ограничения должны вступать в силу поэтапно и, что еще важнее, в документе дается следующий не очень надежный прогноз:
«В то же время будут продолжены усилия по ускорению энергетического перехода ЕС и диверсификации поставок энергии для устранения рисков для безопасности поставок и стабильности рынка».Тут, конечно, можно резонно спросить: а что, если рынок в итоге окажется не очень стабильным?
Особенно с учетом того, что сейчас основным поставщиком того же СПГ для Европы выступают США с Трампом во главе, у которого весьма нетривиальный подход к экономике в целом и к тарифной политике в частности.

Второй важный момент – это правовой статус документа. Будучи опубликованным, он все равно остается просто неким «предложением», поскольку должен быть одобрен Европарламентом и большинством стран ЕС.
В Европарламенте сейчас большинство за консерваторами, которые в целом уже давно не в восторге от конфронтации Европы и России. Ну а что касается руководства стран Союза, то здесь уже начались интересные истории.
Такие как, например, демарш европейского комиссара по вопросам здравоохранения и защите животных Оливера Варгеи, который за несколько часов до саммита ЕК в Страсбурге внес «процедурное возражение» против нового плана Еврокомиссии, потому что это противоречит национальным интересам Венгрии.
Вообще, еврокомиссары официально должны выступать за интересы ЕС в целом, а не на стороне отдельных государств. Но, кажется, сейчас эта организация в таком состоянии, что официальные положения и уставы, как минимум, для нескольких стран Союза отошли на второй план.
СПГ и уран
Для России в этой истории сейчас наиболее интересен даже не газ по трубопроводу или «теневой флот», который все ловят и никак не могут поймать, а СПГ, который как отдельный вид продукции не упоминается в «хитром» европейском плане.
Дело в том, что идея отказаться от СПГ в умах брюссельских чиновников живет уже довольно давно. Еще в марте 2022 года глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель высказывал намерение отказаться от российского газа в течение двух лет. При этом тоже «постепенно и поэтапно». Но в итоге сжиженный газ в санкционные списки не вошел.
За нынешний план постепенного, но тотального отказа от российского газа европейские функционеры вообще должны были голосовать еще в январе-феврале этого года. Но снова осечка в лице Венгрии и Словакии, а еще холодной зимы и некоторой пустоты европейских газовых хранилищ.
Кстати, кулуарно венгры и словаки были не одиноки, поскольку рекордные 15,5 миллионов тонн российского сжиженного газа в 2024 году закупили Франция, Испания и Бельгия.
Однако конъюнктура на рынке за последние годы все же несколько поменялась. В первом квартале 2025 года на первое место по поставкам СПГ в 2024 году вышли США с 18 миллиардами кубометров против 10 миллиардов российских кубов.
При этом если уж говорить про поступенчатую диверсификацию поставок, то она происходит именно у России, которая переориентируется на индийский и китайский топливные рынки. В 2024 году в Индию мы поставляли около трех миллионов тонн СПГ в год (4,14 миллиарда кубометров) с перспективами роста. В Китай за тот же период – 8,3 миллиона тонн (11,45 миллиарда кубометров). И тоже с четкими планами на рост поставок.
Ну а с учетом того, что в европейском плане отдельно про сжиженное топливо и отказ от него не говорится, то тут могут быть весьма интересные нюансы, даже если в ЕС проголосуют за эту «дорожную карту».
Что касается урана, то с ним все еще «веселее». Невзирая на внешнюю конъюнктуру, хоть и с перебоями, Россия стабильно остается первым поставщиком урановой руды и топлива для США, обеспечивая по данным Bloomberg 20–25% мощностей американских АЭС.
Относительно ЕС же речь идет о доле в 15% обогащенного российского урана на этом рынке при том, что главным поставщиком является Канада. Но по ней точных цифр в открытом доступе нет. Канада же активно снабжает ураном и США.
Есть мнение, что своим планом Евросоюз добьет свою атомную энергетику окончательно. Ну или будет покупать уран значительно дороже у той же Канады или даже канадский уран у Штатов, только бы не брать российское ядерное топливо.

Пассажи про альтернативную энергетику в данном случае не выдерживают критики, поскольку недавние события на юге Европы, в Испании, Португалии и частично Франции показали, насколько это пока ненадежные источники.
Что касается российского мирного атома, то у нашей страны в этом смысле еще более широкие рынки сбыта, чем для нефти и газа – от Латинской Америки до Центральной Азии. И рынки эти постоянно растут с учетом того, что именно Россия – лидер по строительству АЭС во всем мире.
Что в итоге?
В сухом остатке в качестве дорожного плана по отказу от российских энергоносителей мы снова видим некий набор европейских «благоглупостей», который рассчитан на несколько лет вперед. Но, стоит повториться, пока не имеет даже какой-то юридической силы. При этом Россия от этого «хитрого плана» не то чтобы понесла какие-то критические экономические потери, поскольку и уже устоявшиеся рынки для сбыта энергоносителей имеют место быть, да и новые, что касается ядерной энергии, появляются.
Интереснее здесь то, как в итоге за эту «дорожную карту» будут голосовать сами европейцы. Что-то подсказывает, что это будет крайне бурный и эмоциональный процесс с неочевидным результатом.
Ранее «Точка» сообщала о том, что от российских ученых потребовали разработки новых типов реакторов и силовых установок, причем модернизация предстоит по всем направлениям.
Подготовил Александр Чаусов
Источник: https://iatochka.news/