В арктической глуши, где температура опускается до минус сорока градусов Цельсия, а световой день непродолжителен, элитное подразделение датского спецназа готовится к войне.
Его задача — защитить Гренландию, эту огромную, покрытую льдом территорию, которую хочет захватить Дональд Трамп.
Тема захвата Гренландии остается весьма актуальной в свете непрекращающейся геополитической риторики американского президента. Выступая во вторник перед конгрессом, Трамп сказал, что у народа Гренландии есть "выбор", и он может сам решить свое будущее. Но за характерной для Трампа наглостью скрывается его обещание овладеть островом "так или иначе".
Пока намерения американского лидера вызревают в Вашингтоне, Дания не желает ничего пускать на самотек. Существуют вполне реальные опасения, что все это может вылиться в демонстрацию американской силы в Арктике. Поэтому датский спецназ внимательно наблюдает за происходящим.
Самые крутые его солдаты — егерский корпус, боевые пловцы и легендарный патруль на собачьих упряжках "Сириус" — оттачивают свои навыки, готовясь к любому развитию событий, от контртеррористических операций до боевых действий в экстремальных погодных условиях.
Гренландия является сокровищницей редкоземельных элементов и занимает очень важное стратегическое положение между Северной Америкой и Европой. Поэтому ставки там как никогда высоки.
Датский спецназ неустанно занимается боевой подготовкой, готовясь к войне, и предельно ясно одно: если кто-то попытается захватить Гренландию силой, эти бойцы будут готовы.
Старший научный сотрудник Центра военных исследований при Копенгагенском университете Кристиан Кристенсен сказал: "Они универсальны, они могут действовать практически где угодно, от Арктики до Гвинейского залива".
Элитные охотники
Егерский корпус, созданный по образу и подобию британской SAS и американских рейнджеров, специализируется на ведении разведки, осуществлении диверсионных действий и выполнения исключительно рискованных задач за линией фронта.
Подготовка у них невероятно жестокая. До завершающей фазы отбора новобранцы несколько месяцев проходят исключительно трудную подготовку по таким вопросам как ориентирование на местности, обращение с оружием и тактика выживания. Ежегодный отбор проходят немногие.
Для егерей мерзлая тундра Гренландии — это не просто учебный полигон. Это вероятное поле боя. Они готовятся к выполнению всевозможных задач, даже таких, с которыми им очень не хотелось бы столкнуться.
"Это элита датских вооруженных сил, которую можно направлять для выполнения особых задач в экстремальных условиях", — объяснил Кристенсен.
Егеря учатся прыгать с парашютом во время арктических бурь, действовать в полной темноте и выживать в течение длительного времени с минимумом продовольствия. Их учат строить временные убежища в снегу и держать оружие боеготовым в условиях низких температур.
Во время проведенных в прошлом операций они незаметно просачивались через позиции противника и уничтожали чрезвычайно важные цели.
В Гренландии им могут когда-нибудь поставить задачу остановить несанкционированное иностранное вторжение — или вступить в оборонительный бой с более грозным противником.
Поскольку Трамп проявляет все больший интерес к занимающей стратегическое положение Гренландии, не исключено, что уже скоро спецназовцам придется вести оборонительные действия против вражеского вторжения — военного или какого-то другого.
Арктические "котики"
Если датские егеря — это аналог британской SAS, то боевые пловцы — ответ "котикам" из состава ВМС США.
Эти элитные морские спецназовцы занимаются диверсионными действиями под водой, проводят десантные операции и спасают заложников. Это подразделение было создано в 1957 году и действовало по всему миру, занимаясь как захватом сомалийских пиратов, так и секретными разведывательными миссиями.
В Гренландии боевые пловцы проводят подготовку в ледяной воде, где время выживания измеряется минутами.
Они проводят скрытные проникновения подо льдом, отрабатывают высадку на замерзший берег и учатся уничтожать инфраструктуру противника при таких температурах, которые парализовали бы любые другие войска.
Кристенсен рассказал о малоизвестной операции, к проведению которой привлекли этих боевых пловцов. Это были не военные действия, а действия по деэскалации напряженности во время экологических протестов.
Датский спецназ ранее действовал в условиях таких инцидентов в Гренландии, например, во время экологических протестов против фарерских китобоев. Кристенсен рассказал изданию The Sun, что несколько лет назад датский спецназ "задействовали в Арктике, где проходили демонстрации против фарерских рыбаков, ловивших китов".
"Рыбаки действовали на законных основаниях, а экологические протесты носили радикальный характер, и ситуация могла обостриться. Поэтому было необходимо присутствие Дании. Боевые пловцы, например, сыграли свою роль, не допустив эскалации".
Но в Гренландии им могут поставить и более серьезные задачи.
Ледовая шапка в Арктике тает, открываются новые судоходные маршруты, и Дания знает, что боевые пловцы понадобятся ей для противодействия иностранным угрозам в этом регионе.
Ледовые воины
Датский патруль на собачьих упряжках "Сириус" — это самый необычный спецназ в стране.
Вооруженные винтовками, оснащенные снаряжением для выживания и собачьими упряжками, эти патрули в составе двух человек проезжают тысячи километров по заснеженной и безлюдной территории Гренландии.
Патруль "Сириус" был создан в годы Второй мировой войны для защиты Гренландии от немецких захватчиков. Он по сей день защищает суверенитет Дании в Арктике. Задача у патруля остается неизменной: дать отпор любому врагу, который осмелится вторгнуться в ледовые пределы Дании.
Бойцы "Сириуса" не просто тренируются выживанию в Арктике. Они живут там.
Пять месяцев в году они в одиночку патрулируют огромную ледяную пустыню Гренландии, полагаясь на ездовых собак, свои инстинкты, выносливость и жизнестойкость. Как-то раз в 1995 году даже наследный принц Дании Фредерик присоединился к такому патрулю, укрепив легендарный статус этого подразделения.
Кристенсен объяснил, почему солдатам выгодно пользоваться ездовыми собаками. Он сказал: "Звучит немного странно, но для этого есть прагматическая причина … когда ты целый месяц патрулируешь территорию, передвигаясь по снегу и льду. Альтернативой собакам является снегоход. Но если он сломается, нужна мастерская для починки. А нарты можно починить на ходу".
С начала 1950-х годов бойцы "Сириуса" делают так, чтобы никакое несанкционированное присутствие в северо-восточной глуши Гренландии не осталось незамеченным. "И конечно, в задачи патруля "Сириус" входит следить за происходящим в северо-восточной части Гренландии, нет ли там людей, находящихся в этом районе без разрешения", — сказал Кристенсен.
"Задача патруля состоит в том, чтобы остановить таких людей и сказать им, что здесь нельзя находиться, что им надо вернуться, а в противном случае патрульные возьмутся за дело и доставят их на базу, откуда этих нарушителей вернут в страну проживания".
Егерский корпус и подразделение боевых пловцов похожи на спецназ НАТО и США, а вот патруль "Сириус" уникален. Таких подразделений нет нигде, кроме Гренландии. "Патруль "Сириус" предназначен конкретно для ведения патрулирования в северо-восточной части Гренландии", — отметил Кристенсен, подчеркивая то внимание, которое уделяется Арктике.
Гренландский гамбит Трампа
Гренландия стала геополитической горячей точкой. Россия расширяет свое военное присутствие в Арктике, а Китай инвестирует средства в редкие минералы этого региона.
А еще есть Дональд Трамп, заявляющий, что Америка "заберет Гренландию".
"Думаю, мы ее получим", — заявил он в этом году репортерам на борту президентского самолета. Трамп утверждает, что 57 тысяч жителей Гренландии "хотят быть вместе с нами".
Действуя в том же духе, Трамп подверг сомнению право Дании на владение этой территорией, заявив, что отказ отдать ее будет считаться "очень недружественным актом". Он настаивает, что власть США над островом очень важна для "свободы всего мира".
Но Дания не согласна, а ее министры незамедлительно отвергли все претензии Трампа. "Этому не бывать, — заявил датский министр обороны Троэльс Лунд Поульсен. — Курс, которым пойдет Гренландия, будут определять сами гренландцы".
Его поддержала премьер-министр Дании Метте Фредериксен, которая отвергла предыдущее предложение Трампа по Гренландии, заявив, что "Гренландия принадлежит гренландцам".
Премьер-министр самой Гренландии Муте Эгеде также ясно дал понять, что решения о будущем Гренландии — это дело самой Гренландии.
Но Трамп не сдается. Его комментарии потрясли Копенгаген, где состоялась серия экстренных совещаний с участием руководства страны.
Кристенсен отмахнулся от предположений о том, что США захватят Гренландию, применив военную силу, назвав их абсурдными. "Думаю, нелепо предполагать, что США применят военную силу, — сказал он. — Мне трудно строить предположения о том, как это отразится на оперативном планировании".
Некоторые аналитики даже шутят, что поскольку Гренландия является членом НАТО, США, как это ни парадоксально, придется защищать остров от самих себя.
Мировые державы обращают свои взоры на север, а датский спецназ продолжает свою изнурительную подготовку. Егеря прыгают с парашютами в арктические бури, боевые пловцы всплывают из ледяной воды, а патрульные "Сириуса" отважно переносят долгие месяцы изоляции. Все это элитное воинство оттачивает свои боевые навыки, готовясь к предстоящим сражениям.
Автор: Джулиана Круз Лима (Juliana Cruz Lima)