В Финский залив прибыли два корабля НАТО, сообщает портал Yle. Один из них – немецкий, другой – голландский.
Казалось бы, что они там забыли? Где Финский залив, а где Германия, а тем более – Нидерланды?
Оказывается, эти корабли направлены в регион в рамках операции "Балтийский страж", о начале которой накануне объявил генсек НАТО Марк Рютте. Речь идет о патрулировании вод Балтийского моря якобы в целях защиты подводной инфраструктуры прибрежных европейских стран. Решение было принято на фоне участившихся инцидентов с повреждением подводных коммуникаций, последний из которых произошел совсем недавно.
В конце прошлого года финская полиция задержала танкер Eagle S под флагом Островов Кука в связи с подозрением в причастности судна к повреждению электрокабеля EstLink 2 и еще четырех кабелей связи в Финском заливе. По мнению финской стороны, танкер намеренно волочил по дну якорь, чтобы устроить обрыв.
Учитывая, что это не первый инцидент с обрывом кабелей, в НАТО сразу перевозбудились. Эстонский министр обороны Ханно Певкур предложил создать общий штаб НАТО для операций на Балтике, а военные корабли держать в регионе постоянно на основе ротации. У самой Эстонии, правда, кораблей для этого не оказалось, по словам Певкура, "на первых порах основную ответственность могла бы взять на себя Германия". Кроме того, он заявил, что ведутся переговоры о возможном подключении Швеции и Польши.
Новичок НАТО – Швеция – сразу заявила о готовности направить в регион три военных корабля и самолет радиолокационной разведки. Теперь вот подключилась Германия и Нидерланды, ждем остальных.
Поясняю, что это значит. Будет повторение черноморской истории, когда корабли стран, бесконечно далеких от данной акватории (США, Британия) постоянно рыскали вблизи наших вод, периодически устраивая провокации. В данном случае ареной этой деятельности станет Финский залив – акватория, которую делят между собой Финляндия, Эстония и Россия.
Только в Черном море есть конвенция Монтре, позволяющая Турции выгнать гастролеров и запереть море, чем она, даже будучи страной НАТО, сразу воспользовалась.
Балтику закрыть (во всяком случае, на законных основаниях) невозможно. Но именно это они хотят сделать в отношении нас. К этому осенью 2023 года открытым текстом призывал президент Латвии Эдгарс Ринкевичс после инцидента с повреждением газопровода Balticconnector.
"Фактически, первый ответ – это усиление патрулирования НАТО, но я бы сказал, что в данных обстоятельствах необходимо", – заявил он.
Что ж, усиление патрулирования НАТО уже имеем. Закрыть Датские проливы будет сложно, как я уже говорил, легально это сделать нельзя ни в военное, ни, тем более – в мирное время. А вот с самим Финским заливом несколько проще. Дело в том, что в его западной части эстонская и финская границы сходятся в одной линии практически по центру акватории. После распада СССР российская часть залива оказалась запертой – выйти из акватории можно было только через финские или эстонские территориальные воды. Чтобы решить проблему, Таллин и Хельсинки согласились в добровольном порядке отодвинуть границы своих тервод, образовав коридор, по которому могли бы ходить российские суда, а небо над ним – использовать российские самолеты. Я уже не раз обращал внимание на этот казус. В любой момент эти две недружественные нам страны могут отозвать свое решение, заперев в заливе Россию. Формально им и повод для этого не нужен – просто скажут: передумали. А тут у них уже и повод, пусть высосанный из пальца, но есть.
Впрочем, я не думаю, что они сейчас на это пойдут. Запад действует крайне осторожно – пошагово, проверяя нашу реакцию и прощупывая новые границы возможного. Пока будут шастать туда-сюда, устраивая провокации. Дальше будут заниматься откровенным пиратством, задерживая суда. Сначала – под нейтральными флагами. А потом уже и под российскими. Разумеется – гражданские. Но если не получат суровый ответ, рано или поздно сунутся и на военные корабли. И свою агрессию они, кончено, объяснят предотвращением "провокации" со стороны России.
Надо понимать, что дело серьезное. Сегодня в Финский залив пришли два небольших кораблика (минный тральщик и гидрографическое судно), а завтра Запад анонсирует присутствие многочисленных боевых кораблей, подводных лодок, самолетов разведчиков и подводных беспилотников. Все будет по-взрослому, не сомневайтесь.
На днях вышеупомянутый Рютте призвал европейцев готовиться к войне с Россией. Прямым текстом. И в этом есть два момента: один хороший для нас, второй – плохой. Хороший заключается в том, что раз Рютте призывает готовиться, значит сегодня они еще не готовы. Плохой – в том, что воевать они с нами будут – не завтра, так послезавтра.
Именно Балтика в любом случае становится главным ТВД потенциальной войны Росси против НАТО. Разумеется, не единственным, но главным. Тихоокеанское и Арктическое направления едва ли будут серьезно использоваться ввиду огромных пространств и отсутствия там у противников серьезных сил для полномасштабной атаки. К тому же война там может с высокой долей вероятности спровоцировать полноценный обмен ядерными ударами между Москвой и Вашингтоном, а американцы к такому не готовы. Они хотят повоевать в Европе конвенциональным оружием и руками самих европейцев.
Сделать это в Черном море сложнее из-за Турции – не факт, что Анкара полезет в эту авантюру. А наличие серьезного "укрепа" там – Крыма и достаточно широкой береговой линии – дает России серьезную фору перед атакующими с моря.
Иное дело – Балтика. Как ни крути, но регион и впрямь стал "озером НАТО": восемь из девяти балтийских государств – члены альянса, а у нас там по факту небольшой, хотя и достаточно укрепленный "клочок земли". По морю перебрасывать войска в случае полномасштабной войны гораздо быстрее и удобнее, чем по суше, и именно на Балтике НАТО имеет самую протяженную непосредственную границу с нами. Не надо идти через территории Украины и Белоруссии.
Наконец, там, на Балтике находится наша самая уязвимая точка – Калининград. Посмотрите легенды учений, которые НАТОвцы там регулярно устраивают – они все крутятся вокруг захвата и отсечения Калининградской области, которую они уже сегодня могут обстреливать из артиллерии с прилегающих островов: Готланд, Эланд, Борнхольм. Таким образом, потеря Калининграда, в случае полномасштабной войны, увы, уже не выглядит фантастикой. Как и блокада Ленинграда 2.0. или полублокада с отрезанием от моря и контролем воздушного пространства.
Все это, конечно, пока гипотетические рассуждения. Во всяком случае, для нас, гражданских. Военные-то как раз постоянно разрабатывают и отрабатывают любые сценарии, и для них нет понятий "невозможно" и "фантастика".
Но ведь Рютте не просто так ради "хайпа" призывает готовиться к войне?
Помимо военно-политического, есть еще экономические моменты.
Вышеупомянутый танкер Eagle S якобы перевозил российскую нефть. Т.е. является частью российского "теневого флота", против которого США последовательно ужесточают санкции. Совпадение? Никакие санкции не работают лучше, чем банальное пиратство с захватом судов.
Повторю, сегодня они берут на абордаж суда "теневого флота", завтра – уже не теневого…
Еще один момент – Северный морской путь, часть участка которого (от Санкт-Петербурга до Мурманска) проходит через Балтику. А СМП – это давний раздражитель Запада, тем более, что к артерии в последнее время активно подключается Китай. К слову, судно, которое два года назад обвинили в повреждении якорем трубопровода – Polar Bear – первое китайское судно, прошедшее весть СМП.
Что можем противопоставить? Увы, нужно понимать, что наши оппоненты изначально имеют преимущество, организовывая нам неприятный выбор: поддаться провокации и получить новую порцию обвинений, санкций или промолчать и показать слабость.
Показывать слабость категорически недопустимо, тем более, что это развязывает им руки для усиления напряженности. В любом случае, нужно внимательно прислушаться к Рютте и тоже готовиться к войне, которая действительно выглядит как неизбежность…