«Голубая кровь»: в курском приграничье военные инженеры возводят мосты и переправы

НПМ 1 день назад 5
Preview

На Сумском направлении военнослужащие группировки «Север» бьют врага, отгоняя его всё дальше от наших границ. Все это было бы невозможно без подвоза провизии и боеприпасов, ротации личного состава и эвакуации раненых. Отступая из Курской области, противник разрушил мосты, пытаясь затруднить снабжение войск. Чтобы наладить логистику военным инженерам приходится ежедневно работать под огнем противника. И это настоящий героизм. Курское приграничье, 2 часа ночи. Неподалеку от блокпоста на въезде в Рыльск мы любуемся полной луной, пьем чай из термоса и курим в ожидании «Медика». «Медик» — позывной вовсе не военврача, а командира понтонного взвода, с которым мы договорились встретиться на точке. Путь предстоит неблизкий. Практически к госгранице, в Глушковский район. Туда, где опасность прилета вражеских дронов и риск попасть под удар реактивных систем особенно велики. Наконец, в тусклом свете заклеенных скотчем фар проявляется силуэт подъезжающего «Урала». Из кабины отделяется фигура мужчины в форме, идет нам навстречу. — Привет, ребята! Давно ждете? — спрашивает нас еще совсем молодой парень, как видно при ближайшем рассмотрении. — Да нет. Минут десять назад приехали… За сигаретой узнаю, что позывной взводный получил вовсе не за познания в медицине. Приклеился, когда боевые товарищи узнали, что на гражданке он был медбратом в психиатрической клинике. На СВО «Медик» прошел путь от младшего сержанта до младшего лейтенанта. Стрелок, сапер и, в итоге — понтонер. Вплоть до августа 2024-го служил в саперном батальоне, пока командование не предложило парню сменить инженерную специальность. В недавно сформированную понтонную роту требовались спецы с боевым опытом. — Опыт предыдущих мест службы и специальностей, в частности, сапером, здесь помогает? — Да, конечно. Постоянно слушаешь «воздух» — не летят ли дроны, смотришь под ноги — не лежат ли мины. Опыт, который я получил в саперном батальоне, его уже не забыть, не стереть. Моменты тяжелых боестолкновений с врагом… их тоже не забыть. — втаптывая окурок хмурится «Медик». — Но сегодня должно быть поспокойнее во время работы «по-серому», в предутренние сумерки. Да и командование сказало, что нас «пэвэошники» неподалеку прикроют, если что. Так что можно ехать. Вслед за машиной военных инженеров потихоньку двигаемся, соблюдая безопасную дистанцию, и вскоре сворачиваем с асфальтированной дороги. Глаза постепенно привыкают к кромешной темноте, да и луна нет-нет, да и проглядывает сквозь ветки деревьев. Путь к берегу Сейма, главной водной артерии приграничья, ведет через череду петляющих «дорог жизни». Вдоль грунтовок установлены столбы, между ними натянуты антидроновые сети. Попадаются в нее разные залетные птицы, в том числе и самые настоящие, не стальные. Н больше, конечно, следов от вражеских «птичек». О них напоминают покосившийся от удара «эфпивишки» закопчённый столб и дыры в сетке, оставшиеся от прилетов дронов. Прибыв на место, гасим все осветительные огни. Стоя на берегу реки, от которой на сырую землю стелится туман, «Медик» показывает мне на едва различимые в воде понтонные звенья — фрагменты разрушенного ВСУ моста. — Вот в этом месте неделю назад мы наводили понтонную переправу, и сейчас на этом же месте будем восстанавливать мост. Вэсэушники думают, что повредили звенья и дело сделано, но нет. Это был специальный понтонный парк, с хитрецой, — смеется взводный. Понтонный парк, о котором говорит взводный — «ноу-хау», разработанное военными инженерами группировки «Север» специально для курского приграничья. Конструкция представляет собой блочную систему из железных труб диаметром в метр, скрытую под обычными речными звеньями. Главная задача при наведении такого понтонного моста — затащить всю эту конструкцию на дно реки. С чем парням пришлось справляться под огнем неприятеля. — Вообще, конечно, в тот день нам досталось. Срисовали «птицы» ВСУ и били как раз по месту, где мы стоим. Видишь, тут следы еще от ударов чуть остались. Трое «трехсотых», один из них тяжелый, в госпитале до сих пор, чуть не вытек. Да и самого буквально чудо спасло, когда побежал помощь оказывать. Один осколок в ногу по касательной прошел, другой шлем чиркнул, третий в шею летел. Хорошо, в воротник попал, — показывает мне на несквозное отверстие в бронике «Медик». До рассвета ещё час. На расстоянии сотни метров практически ничего не видно, но парни уже пригоняют технику к «объекту». Вражескому дрону участок, где будут восстанавливать мост не разглядеть — видны только разрушенные предыдущим ударом понтонные звенья. Переправа скрыта течением реки, а сам понтонный парк образует нечто наподобие брода. Вбитые колышки с натянутой между ними веревкой и болтающимися полуторалитровыми бутылками выполняют функцию ограничителей видимости проезда. — Нужно начать чем раньше, тем лучше, потому что небо здесь, в Глушковском районе, по-прежнему очень «грязное». Мост — цель для противника номер один, — объясняет взводный. «КАМАЗ» преодолевает реку. Она неглубокая. Человеку по силам перейти вброд, но быстрой такую переправу не назовёшь. Замедляясь, бойцы рискуют. Вражеский дрон ударит при первой возможности. Поэтому до восхода солнца ежедневно на этом месте делают насыпь, формируют переправу. — «Медик», каков вообще фронт работ у твоего подразделения? — Фронт обширный. Восстанавливаем понтонные переправы для того, чтобы проходила техника, производилась ротация, можно было бы эвакуировать раненных, чтобы был подвоз боеприпасов, провизии, воды и так далее. Чтобы проходила легкая техника: легковые машины, квадроциклы, мотоциклы. И могла заезжать тяжелая техника — танки, самоходки, гаубицы. — Всегда в такое время работаете? — Ну, днем стараемся не работать, сами понимаете. Только в определенное время суток, в безопасное. При вторжении ВСУ разрушили большую часть мостов. Сегодня логистические маршруты из тыловой зоны к передовой прокладывают сразу в нескольких районах приграничья. Враг не оставляет попыток атаковать повторно. Практически все понтонные переправы подвергаются ударам дронов и артиллерии ВСУ. Как и сами понтонеры. — Наши ребята после прилётов дронов противника, прилёта ракет и реактивных снарядов, выезжают на мосты, и также их отсыпают и восстанавливают. За плечами «Медика» Купянское, Волчанское, Лиманское и Курское направления. Удивить, говорит, уже нечем. Ходы противника бойцы 6-й общевойсковой армии знают наперёд. Каждое действие наших инженеров отточено до мелочей. Работа расписана по минутам. Пока мы говорим со взводным, машины друг за другом заходят в реку. Роль регулировщиков выполняют понтонеры. Стоя по колено, а то и по пояс в холодной воде они жестами подают команды водителям грузовых машин. Вот на том берегу уже сформирована насыпь — большая горка. С места её не видно, разглядеть помогает оптика. — «Медик», ребята твои работают, а враг может ударить. Опасно для жизни. Как справляетесь? — Это нужно быть, так сказать, уже пристрелянным. Хотя бы раз в таких условиях побывать, чтобы в дальнейшем не растеряться. У нас во взводе все парни с большим опытом. Это уже не первый мост у них. Постановка понтонного моста включает множество нюансов. В первую очередь проводится рекогносцировка местности. После инженерной разведки в месте будущей переправы делаются замеры: глубина и ширина реки, высота берегов. Всё это нужно чтобы рассчитать количество требуемых речных и береговых звеньев понтонного парка, точно расписать тайминг, ведь во время работы важна будет каждая минута. Вслед за грузовиками, набитыми кирпичной крошкой, щебнем и булыжниками, на пока еще подводный мост осторожно заезжает следующая спецмашина. Экскаватор перебирается на другой берег и с ходу зачерпывает ковшом верхушку «горки», перекидывая ее себе «за спину». В работу включаются и стоящие поблизости бойцы с инструментом. Понтонеры занимаются разравниванием. Буквально минут десять, и привезенная машинами куча стройматериалов превращает в десятки метров дороги, по которой смело проедет даже наш УАЗик. — Засыпали бутом, разравнивали, формируя переправу для наших товарищей, которые сражаются сейчас на передке. В кабине экскаватора сержант с позывным «Алекс». Мобилизован в 2022-м. Спустя время получил ранение, но вместо того, чтобы остаться в тылу подписал контракт. Говорит, пацанов не мог оставить, и речь не только о его подразделении, а обо всех. — Главное что в твоей работе? — Главное — не бояться. Сейчас «птичек» очень много, но мы к этому уже привыкли. — А как местные жители относятся к вашей работе? — Отзываются хорошо, не мешают, сами просят помощи порой. Местные даже помогают нам чем могут. Все понимают, насколько важна эта работа, насколько важны мосты, чтобы поддержать наших парней, нашу пехоту, чтобы она двигалась вперед, к Победе! В инженерных войсках понтонеров часто в шутку называют «голубая кровь», вот только работать этим военным «аристократам» приходится в любую погоду и любое время года, каждый раз рискуя жизнью, выходя на берег и открытую воду. Во взводе «Медика» каждый понтонер осознает, важность своей работы — создание переправы, главной дороги жизни на войне. А пока они, как Василий Тёркин, продолжают сражаться не ради славы, ради жизни на земле. Смотрите фотогалерею: Военные инженеры «Севера» помогают продвижению войск в Сумской области: ратный труд под огнем

 

Читать в НПМ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'