Германия обречена: шокирующий процент школьников не умеет даже читать

ИноСМИ 2 часов назад 13
Preview

Все больше детей не способны освоить элементарные навыки чтения и письма. А каждый повторный год обучения в начальной школе обходится налогоплательщикам в 8400 евро. Однако настоящая катастрофа в сфере образования начинается еще до поступления в первый класс.

Поворот сюжета "застал всех врасплох": Украина приговорена к смертной казни

В школах ГДР главным учителем был Владимир Ильич Ленин с его лозунгом "Учиться, учиться, еще раз учиться!". Поскольку учиться без навыка чтения невозможно, сегодня девиз должен звучать так: "Читать, читать и еще раз читать!" Почему? Число нечитающих или плохо читающих детей достигло драматического уровня. В Германии четверть учеников четвертых классов читают на самом низком уровне. При этом научные исследования давно показали, что нужно делать, чтобы бороться с безграмотностью детей. Волшебное слово — "раннее вмешательство". Основная проблема: дети, не говорящие по-немецки, все равно попадают в первый класс.

Затем следует экстренное решение: ребенок должен повторить первый класс. Как недавно сообщалось, это происходит в больших масштабах в одной школе в Людвигсхафене — и так уже много лет. От четверти до трети первоклассников остаются на второй год. Это должно вызывать тревогу, но год за годом все только удивляются.

Разумным решением было бы введение обязательного дошкольного образования с занятиями в небольших группах в течение всего дня с участием родителей. Для этого потребуются средства, которые никто не хочет выделять. Это опрометчивый расчет. Ведь повторный год обучения в начальной школе обходится налогоплательщикам примерно в 8400 евро на одного ребенка. В школе в Людвигсхафене, о которой шла речь, для борьбы с этой проблемой был создан "класс 0". В этом классе 14 детей два раза в неделю по два часа должны получать базовые навыки. За это платит не государство, а фонд.

Четыре часа в неделю? Если бы язык можно было выучить за такое короткое время, мы все были бы полиглотами. Давайте рассмотрим ситуацию повнимательнее: дети, не владеющие немецким языком, живут в "языковых гетто" с семьями, которые тоже не говорят по-немецки. Два раза по два часа — это капля в море.

Сколько еще поколений школьников должны прозябать в "языковой нищете", прежде чем появится настоящая программа? Что она должна включать? Родителей нужно обязать посещать языковые курсы вместе с их детьми дошкольного возраста. Можно было бы легко увязать выплаты с обязательным посещением занятий. Человек мыслит в категориях интересов. Если бы были созданы правильные стимулы, на родительских собраниях не появлялись бы лишь несколько родителей, а в классах для отстающих не бросалось бы в глаза отсутствие детей, нуждающихся в дополнительном обучении. "Это принуждение!" — возмущаются благодетели. Что ж, школа — это и есть принуждение, ведь речь идет об обязательном школьном образовании, а не об "образовании по желанию".

Дети, даже те, кто не знает немецкого, в шесть лет обязаны пойти в школу. Но вместо того, чтобы отправлять их в первый класс, их следует отправить в подготовительную школу, где в течение всего года, лучше всего в течение целого дня, они будут изучать только немецкий язык. Они должны играть, петь, слушать, мастерить, репетировать. По крайней мере один день в неделю один из родителей должен присутствовать на занятиях. Выпечка пирожных с малышами может быть очень развивающей. Дети узнают, что такое "мука" или "тесто", "сахар" или "яйца" — вещи повседневного потребления.

Этот дошкольный год посвящен не обучению письму, а так называемым "гибким навыкам", неакадемическим умениям: умению слушать, усваивать правила, сидеть спокойно, работать в группе и осваивать навыки работы с материалами. Без преувеличения можно сказать, что среди неуспевающих детей есть множество таких, которые не умеют ни держать ручку, ни пользоваться ножницами.

Успех благодаря небольшим группам

Взгляните на Англию. Там обязательное школьное образование начинается уже в четыре года, когда дети поступают в "подготовительный класс". Малыши уже учатся писать, но, прежде всего, у них есть год, чтобы привыкнуть к трудностям первого класса. К концу года даже самые отстающие в языке и поведении становятся лучше подготовлены к урокам. Они играют, но следуют правилам.

"Catch them young" — "ловите их молодыми" (Английская поговорка, указывающая на то, что детей следует начать обучать с раннего возраста. В русском языке есть поговорка со схожим значением: "Учи, пока поперек лавки укладывается, а вдоль лавочки вытянется тогда поздно учить" — прим. ИноСМИ). Чем раньше вы займетесь малышами из, как это красиво называется, "необразованных слоев", тем успешнее будут те, у кого дома нет книг, ручек, собственного рабочего стола. Те, кто интенсивно занимается в небольших группах, впоследствии лучше справляются в жизни. Нельзя, чтобы в шесть лет ребенок был обречен на социальное отчуждение.

Недостаточные знания немецкого языка и навыки чтения, конечно, приводят к необходимости дополнительного обучения и дополнительной работе для учителей. Это дорого, и это демотивирует. Конечно, возможная проблема кроется и во взрослых. Только 17 процентов учителей считают "чтение и письмо самыми важными навыками, которые сегодня должны давать школы". Этот тревожный недостаток обнаружил "Фонд чтения". А ведь без чтения и письма ничто не имеет смысла. Без чтения невозможно усвоить ни книгу, ни газету, ни даже субтитры.

Благонамеренная позиция учителей прослеживается в детских садах, где воспитатели по-прежнему восторженно говорят о свободной игре как о лучшей форме обучения. Без структуры малыши теряют много драгоценного времени.

Родители играют важную роль в формировании привычек чтения у детей. Многие дети растут без культуры чтения. Им никто не читает вслух, они не видят, как читают другие. Между тем, чтение вслух доставляет удовольствие даже самым маленьким детям. Если они испытывают это на протяжении многих лет, чтение, а позже и письмо, ассоциируются у них с удовольствием, а не с принуждением. Дети, которым никогда не читали вслух, не испытывают этого удовольствия. Британское исследование, проведенное в 2024 году, показало, что для родителей поколения Z "удовольствие приносит скорее цифровой мир, а не книги". Это те же родители, которые считают чтение чем-то, чему можно научиться и что можно проверить. Но так любви к чтению не научишься.

Сейчас популярно предложение искусственно пополнять классы с большим количеством не говорящих по-немецки учеников детьми, для которых немецкий является родным языком. Это трудно реализовать. Американская практика "басинга" [прим. пер.: перевозка школьников в целях расовой интеграции в школу другого района] сработала для некоторых, кого вывезли из плохих районов в лучшие школы. Но, с другой стороны, родители из престижных школьных округов предпочли отдать своих детей в частные школы, чем перевести их в худшие школы. Опыт США показывает, что квоты не помогают в решении. А вот увеличение числа учителей, уменьшение количества учеников в классах и языковые тесты — вполне.

С более чем 90 процентами не говорящих по-немецки детей в классе школа в Людвигсхафене является лишь самым ярким примером провальной школьной политики. В ней уже давно следовало ввести обязательные языковые тесты перед поступлением и уменьшить количество учеников в классах. То, что бюрократическая машина на уровне школ тянет время, просто преступно. Оставление на второй год — самый дорогой и худший ответ для обездоленных детей в проблемных школах. Любое школьное ведомство понимает, где находятся проблемные школы, и именно в них необходимо вкладывать средства для увеличения числа учителей, социальных работников и детских садов. "Шанс на старт" — это не просто название программы, а то, чего заслуживают маленькие иммигранты.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'