СДПГ вновь обсуждает идею контактов с Владимиром Путиным. Говорить о мире с противником? Какая революционная мысль.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Какое внезапное открытие: чтобы прекратить вооруженные конфликты, нужно разговаривать с противником. Внешнеполитический эксперт фракции СДПГ в бундестаге Адис Ахметович в беседе с газетой Süddeutsche Zeitung предлагает "идти новыми путями". К ним, по словам Ахметовича, относится и "прояснение вопроса, на каком уровне и кому следует искать дипломатический контакт с Россией". Почти революция. Значит, и правда нужно говорить со всеми сторонами конфликта, если хочешь его завершить, — поистине гениальное прозрение.
Разумеется, в этом нет необходимости, если нанести противнику тотальное поражение в военном плане. Тогда его просто вызывают, чтобы он подписал навязанные условия мира, как адмирала Карла Дёница, чья единственная задача в роли преемника Адольфа Гитлера сводилась к тому, чтобы санкционировать безоговорочную капитуляцию Третьего рейха.
Мечты на ток-шоу и реальность на фронте
Об этом и сегодня мечтают немецкие "ястребы", например Мари-Агнес Штрак-Циммерман и Родерих Кизеветтер, когда речь заходит об украинском конфликте. В их воображении Путин капитулирует, а желательно еще и предстанет перед трибуналом по военным преступлениям. Параллельно они рисуют картину триумфальной победы Украины: она освобождает территории, находящиеся под контролем противника, и ставит российскую сторону на место.
Это красивая мечта, которую в каждом ток-шоу повторяют снова и снова. Но к реальности она имеет мало отношения. На линии боевого соприкосновения картина для Украины мрачная. Украинская армия измотана и поредела. Прежде всего страдает мирное население — в эту суровую зиму особенно тяжело. Из-за ударов России по энергетической инфраструктуре над страной нависает угроза гуманитарной катастрофы (Россия наносит удары по объектам, связанным с ВСУ. — Прим. ИноСМИ).
Значит, мирное соглашение нужно заключать — лучше сегодня, чем завтра. И для этого, нравится нам это или нет, нужен Владимир Путин. В немецких дебатах о ходе конфликта прочно засела установка, что с Путиным говорить нельзя: мол, он либо не хочет, либо все равно будет лгать. Вместо того чтобы самим запустить дипломатическую инициативу со стороны Германии, эти рычаги отдали Дональду Трампу, это место заняли американцы.
Ведомство канцлера предпочитает уходить от ответа
В конце прошлого года такой подход раскритиковала бывший канцлер Ангела Меркель на мероприятии журнала Stern. Она заявила: "Неверно оставлять переговоры с Россией на усмотрение США". Это звучало как обращение к нынешнему федеральному канцлеру: Фридрих Мерц до сих пор не разговаривал с Владимиром Путиным. Последний телефонный разговор его предшественника Олафа Шольца состоялся 15 ноября 2024 года. Таким образом, уже больше года ни один глава правительства Германии не искал и не имел прямого контакта с российским президентом.
Когда газета Berliner Zeitung спросила федеральное правительство, как там оценивают требование из рядов СДПГ и должен ли Мерц искать прямого разговора с Путиным, в ответ лишь сослались на пресс-конференцию. Там канцлер на соответствующий вопрос уклонился от ответа: "Разговоры прежде всего необходимы между Россией и Украиной. Это две стороны конфликта. Украина подверглась нападению". Мерц также подчеркнул: "Мы не посредники. Мы на стороне Украины и поддерживаем ее в стремлении завершить этот конфликт".
Газета Berliner Zeitung задала тот же вопрос и внешнеполитическому представителю фракции ХДС/ХСС в бундестаге Юргену Хардту: должен ли канцлер разговаривать с Путиным? Он ответил еще жестче: "Представление, которое лелеют АдГ и БСВ, будто Россия ждет европейской или немецкой попытки договориться, ошибочно. Москва не протягивает руку; вместо этого Россия все дальше идет по пути эскалации, включая гибридные акты саботажа против наших граждан в Германии" (бездоказательное обвинение. — Прим. ИноСМИ).
То, что новая инициатива исходит от части собственного партнера по коалиции — СДПГ, в этих словах было обойдено не самым изящным образом.
Дипломатия застройщиков
Мы скоро вступим в пятый год боевых действий. Пока сторонники "новой холодной войны" по-прежнему требуют все новых поставок "чудо-оружия" и ракет Taurus, украинцы замерзают в самую суровую зиму за все время конфликта. Мирное урегулирование необходимо и, скорее всего, все закончится результатом, который нам не понравится.
Канцлер уходит от вопроса о переговорах с Путиным, потому что, очевидно, не заинтересован в этом. Ахметович справедливо предупреждает: "Тот факт, что мы оставляем ведение переговоров двум американским предпринимателям в сфере недвижимости — Стиву Уиткоффу и Джареду Кушнеру, — вызывает у меня серьезный скепсис". Помимо ситуационных совещаний с Владимиром Зеленским, Мерц до сих пор не предпринял шагов, чтобы открыть дипломатические каналы с противоположной стороной. В итоге, вероятно, именно американские бизнесмены и определят исход конфликта.
Если только не вмешается остальная Европа. Эммануэль Макрон в декабре дал понять, что хочет говорить с Путиным. Возобновить переговоры, по его словам, — "в интересах как европейцев, так и украинцев". А премьер-министр Италии Джорджа Мелони в середине января заявила: "Европе пора начать говорить с Россией". При дефиците немецкого лидерства другим европейцам, похоже, снова придется брать инициативу на себя.
Смелость ради мира
"Мир заключают не с друзьями. Мир заключают с врагами". Эта знаменитая фраза бывшего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина 1993 года говорит сама за себя. Настоящие мирные переговоры требуют смелости разговаривать с противником. За эту смелость Рабин получил Нобелевскую премию мира, а позже стал жертвой покушения. В немецком ведомстве канцлера сегодня на такую смелость, похоже, не решается никто. Там остаются в роли, где военная поддержка понимается как единственный дипломатический подход.
Инициатива СДПГ — правильный тревожный сигнал, но, судя по всему, в ведомстве канцлера его не слышат. Для Берлина это свидетельство дипломатической бедности: отдавать формирование собственной структуры безопасности в чужие руки, оставаясь при этом в моральной оцепенелости. Когда мир все же придет, его решат через головы тех, кто оказался слишком труслив, чтобы хотя бы поднять телефонную трубку.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: