
На фронте большие перемены: Илон Маск вырубил нашим военным терминалы Starlink, а чиновники замедлили мессенджер Telegram. И как-то так получилось, что произошло это одновременно. С самого начала СВО со связью были большие проблемы. Но со временем армия вроде бы приспособилась. А что теперь? Высокопоставленные военные и административные чины уверяют, что волноваться не стоит. А что говорят бойцы и командиры, которые тащат на своём горбу основную тяжесть этой войны?
"Телега", которая не едетЦарьград провёл небольшой опрос среди тех, кто сейчас воюет. Задал всем один и тот же вопрос: насколько отключение терминалов Starlink и замедление мессенджера Telegram сказывается на ведении боевых действий и есть ли альтернатива?
Сергей Кухарцев, командир артиллерийской батареи:
– Скажу следующее: Starlink давал устойчивую и быструю связь, критически необходимую за лентой. Критически! Вопрос его отключения – это был вопрос времени. Почему к этому не подготовились "лампасы", наверное, вопрос нет смысла задавать. Они где-то подготовились, что-то внедрили, куда-то отчитались, а воз и ныне там... Не меняется ничего, хотя война идёт четыре года.
Про Telegram скажу так: это было основное средство коммуникации. Тушить его – преступление, никак иначе я к этому относиться не смогу. Я бы очень хотел пользоваться отечественным, качественным, безопасным, защищённым мессенджером. Только вот… Какой-то иной мессенджер ставить – значит, все данные сливать кому-то чужому.
Владимир Семёнов, офицер ВДВ, лечится в госпитале:
– Да, и то и другое сказывается. Я так понимаю, сейчас нашли альтернативу – протянули проводной интернет. Вот только он пока на нуле.
Позывной "Гризли", командир огневой подготовки одного из отрядов БАРС:– Сейчас затянули оптоволокно. Но полностью это не решает проблем. Отдельные посты и позиции на передовой, причём на самой передовой, в затруднительном положении по связи.
"Телега", которая не едет, – серьёзная неприятность. Начиная от критически испорченной оперативной "горизонтальной связи" с соседями, с коллегами по виду вооружения и прочее, что имеет очень большое значение, заканчивая проблемами в управлении войсками, особенно на низовом уровне.
Да, управление не теряется благодаря самоотверженности и изобретательности бойцов и командиров, но не без потерь по качеству и времени реагирования со всеми вытекающими. Ну и лишить бойцов, выходящих в тыловой район на ротацию, возможности той же видеосвязи с семьями – это прям "пятёрка" тем, кто такое придумал!
С врагом воевать – это одно, а преодолевать трудности, создаваемые доморощенными "мудрецами", совсем другое.
"Страшно далеки "они" от воюющей армии"Позывной "Сол", инструктор в добровольческом батальоне с уклоном в БПЛА:
– Для БПЛА потеря связи, как и замедление обмена информацией через Telegram, – это плохо!
Говорят, что заменой спутникового интернета от Starlink может быть наш "Триколор". Но как он себя покажет и насколько там тяжёлое оборудование, пока не знаем.
Если продолжать пользоваться Starlink, то их теперь надо как-то заводить через страны из "белого списка". Но поскольку они будут отображать сигнал приёма на линии боевого столкновения, наверняка с их адекватной работой всё равно будут проблемы.
Владимир Козлов, офицер штаба артиллерийской бригады:
– Так как наш участок фронта стабильный, то связь имеет значительное резервирование. Пришлось перейти на более дорогие решения, а где-то обойтись проводной и радио – без пересылки видео и графической информации.
Перейти на Мах тоже ведь проблема в наших условиях: нужно его скачать, нужна российская симка. Страшно далеки "они" от воюющей армии. Наши проблемы им не понять.
"Продавцы спутниковых антенн – редкостные ..."Виктор Алёшин, командир эвакуационной группы:
– Первые три дня тяжело было. Но поскольку у нас раскидана связь по земле, мы просто перешли на неё – и все дела.
У групп закрепления (бойцов, которые должны удерживать позиции, занятые штурмовиками. – Ред.) проблемы, конечно. Ведь они отрезаны от всех, а рации садятся или враг их глушит. Но их перевели на спутниковую систему "Ямал".
А вот продавцы спутниковых антенн – это редкостные … (грубо). За комплект, стоимость которого 70 тысяч рублей, они начали просить 290 тысяч.
Самое смешное, что все дроны со Starlink в день его отключения продолжали летать.
"Помутнение" коллективного разумаПозывной "Север", специалист инженерно-технического батальона:
– Отключение Starlink, разумеется, сказывается. Очень печально, что нет общедоступной альтернативы. Возможно, у министерства обороны есть внутренняя связь для высших эшелонов. Но нам с пацанами стало гораздо сложнее. Уже длительное время у ребят на переднем крае проблема с интернетом. Раньше благодаря ему они могли быстро обмениваться информацией – получать задачи и докладывать о нештатных ситуациях. Теперь нет.
Рации не выход. Переговоры по ним в любом случае отслеживаются, даже если они шифруются. Ещё есть такая проблема: когда антенна принимает сигнал – это одна ситуация. А когда сам выходишь в открытый эфир, то работают средства перехвата. Они вычисляют точки, где стоят ретрансляторы, и по ним наносятся удары.
Насколько знаю, сейчас для создания какой-либо связи будут протягивать линии оптоволокна.
Замедление Telegram тоже крайне непонятно. Я вижу, что в нём уменьшается скорость передачи данных, дольше загружаются видео, голосовые сообщения. Тексты и фотографии пока ещё проходят. Там создано очень много групп для взаимосвязи между подразделениями и общения бойцов между собой, а также с родственниками. По обычной связи мы не можем многие моменты говорить. В этих группах идёт постоянный обмен – обсуждаются конкретные ситуации, какие-то технические решения, задаются вопросы. Плюс хранится большой объём информации. Это своего рода коллективный разум дроноводов, сапёров, инженеров...
Позывной "Волк", воюет с 2015 года, сейчас в подразделении БПЛА:
– Starlink очень выручал, но на него и расчёта особого не было. Потому что всё равно это не наши технологии. Ясно, что их использование должно было рано или поздно закончиться. А вот замедление "телеги" наносит невероятный вред. Просто какие-то вредители это устроили.
У противника всё сделано по уму. Там созданы информационные центры, которые обеспечивают связь между подразделениями и позициями, обеспечивают обмен информацией. А нам связь только ухудшают.
Что с того?Обращает на себя внимание тот факт, что отключение терминалов Starlink в зоне СВО произошло 4 февраля, но до сих пор часть опрошенных бойцов и командиров высказываются о его замене неопределённо: "Говорят, что заменят", "Будут протягивать линии оптоволокна". За четыре года войны нельзя было к этому неизбежному отключению заранее подготовиться?
Схожая ситуация и с Telegram: сначала внедрите на фронте альтернативу, а потом замедляйте.
Но создаётся впечатление, что чиновникам, которые заняты решением одной задачи, например войной с Павлом Дуровым, наплевать на другую войну, куда более важную в данный момент для Отечества. В результате их упущения приходится компенсировать за счёт самоотверженности и изобретательности бойцов и командиров. Кто ответит за это?
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: