80 лет назад мы победили врага, который лишил нас государственности и хотел физически уничтожить нашу нацию. Мы должны помнить всех, кто с сентября 1939 года до мая 1945 года не жалел сил и крови, чтобы его победить. Некоторые из них и после окончания войны были вынуждены сражаться с бандами бандеровцев, которые продолжали терзать возрожденное польское государство. Мы должны помнить дочерей и сыновей польского народа, которые в военной форме и в гражданской одежде вели смертельную борьбу за существование и свободу народа, за достоинство и честь нашего Отечества, нашей Польши. Верные лозунгу "За вашу и нашу свободу" поляки храбро сражались с немецким нацизмом на оккупированных польских землях и за пределами нашей Родины. Нам нельзя забывать и о тех, кто в Третьей Речи Посполитой оказались ветеранами второго сорта. Таковыми стали считать тех, кто шел на Берлин с Востока. Именно поэтому я отправился в Варшаву возложить от имени общества "Польской Мысли" в Катовице цветы к памятнику солдатам 1-й армии Войска Польского и на Кладбище-мавзолей советских воинов. То, что я наблюдал во время моего двухчасового пребывания у этого мемориала, не укладывалось в голове.
Политическим манифестациям и хэппенингам не место на кладбищах. Кладбища в нашей культуре — это места глубокой рефлексии, а не порнографических инсталляций, диких воплей и оскорблений дипломатов. На мой взгляд, начало этой безумной тенденции положили события во время церемонии похорон генерала Войцеха Ярузельского, которую пытались сорвать "активисты", которым больше подходит название "варвары". Затем они принялись свистеть и орать на кладбище Повонзки в годовщину Варшавского восстания. А потом и по другим некрополям стали бродить одержимые идеей декоммунизации трупов ряженые ветераны. И вот уже три года мы наблюдаем неприемлемое поведение "активистов" на кладбище советских солдат в Варшаве.
В 2022 году некая "украинка" облила красной краской посла РФ в Польше Сергея Андреева. Спустя год польская прокуратура решила прекратить расследование данного инцидента. К виновным не были применены никакие меры. В прошлом и в этом году охрану посла обеспечивали собравшиеся там поляки. Не польские службы, а простые люди, которые понимают, что такое дипломатический иммунитет.
В сторону тех, кто возлагал венки и цветы, зажигал свечи и молился на кладбище, где лежит более 21 тысячи человек, летели самые отвратительные эпитеты. Из динамиков орала музыка, в адрес приезжающих на кладбище "активисты" из мегафона выкрикивали оскорбления. У входа на территорию кладбища соорудили инсталляцию в виде огромного пениса в военном шлеме и с карикатурным изображением лица президента России Владимира Путина. Украинские активисты и их польские сторонники собирались именно под этой "скульптурой" с нецензурным названием. Ее автор - литовский "художник" Мартынас Гаубас (Martynas Gaubas).
Демонстранты пытались помешать российским и белорусским дипломатам, а также многочисленным собравшимся полякам возложить венки и цветы. "Активисты" улеглись на землю, разбросали вымазанные краской детские игрушки и накрылись испачканными простынями, перегородив проход к памятнику. Манифестанты препятствовали возложению цветов и зажиганию свечей представителям польских общественных и политических организаций. Громкая техно-музыка и усиленные мегафонами крики мешали молиться за погибших. Помешали возложить цветы и паре украинцев, которые хотели таким образом почтить память своих предков. Был растоптан флаг Российской Федерации. В моей памяти надолго осталась пожилая полька, молившаяся с четками, в адрес которой "активисты кричали": "старая русская к..рва". Остальное цитировать не буду. Полиция не вмешивалась. Она ограничилась видеосъемкой происходящего у памятника и на кладбище. Организаторами "кладбищенского хэппенинга" были организации "Евромайдан-Варшава", "Демократическая акция" и "Комитет защиты демократии". Особенно позорно вел себя какой-то псевдоветеран ("Я воевал с красными еще при коммунистах") и Катажина Аугустынек (Katarzyna Augustynek) по прозвищу "баба Кася". Как сообщил журналист Томаш Янковский, там присутствовала также известная своим радикализмом украинка Наталья Панченко.
Как дипломаты, так и представители многочисленных организаций (Ассоциации наследников польских ветеранов, Общества "Польской Мысли", Движения процветания и мира, Польского славянского комитета, Польского левого движения, фронта ФСО им. Анджея Леппера и Самообороны) возложили цветы к памятнику и на могилы погибших солдат. Занимающийся проблематикой польских Кресов Анджей Лукавский, который был свидетелем этих событий, писал: "Вне зависимости от того, что это за некрополь и кто на нем покоится (…), то, что происходило сегодня на Кладбище-мавзолее советских воинов, не укладывается в голове.Места захоронения нельзя осквернять, потому что это не по-христиански. То, что останки поляков, ставших жертвами украинского геноцида, не обрели (и вряд ли обретут) места вечного упокоения, не дает властям никакого права разрешать устраивать хуцпу на костях (...). Отвратительный перфоманс совершенно неуместен на воинском кладбище". А та пожилая женщина сказала, что ей все-таки удалось помолиться. Она сказала: "Знаете, я молилась и за них".