Если в Средиземном море и на Балтике выходят из строя пять коммерческих танкеров за полгода, это может быть случайностью. Если в каждом из случаев СМИ сообщали о взрыве, а в двух были подозрения на применение магнитных мин, это может быть чередой совпадений. Если же каждое из судов, как пишет Financial Times, незадолго до этого заходило в порты России, которая делит черноморскую акваторию с Украиной, это больше похоже на закономерность. Такого же мнения придерживаются часть собеседников газеты. По словам одного из экспертов, «все указывает» на причастность Киева. Свои оценки дает военный эксперт, редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев: Дмитрий Корнев редактор журнала «Новый оборонный заказ» «В таких вопросах совпадений или случайностей скорее не бывает. С огромной вероятностью, надо предполагать, что это спланированные действия по саботажу работы теневого флота РФ. Танкер — большой корабль, танкер двигается без охраны. Силы специальных операций могут поставить на него взрывное устройство. Скоординировать в соответствующее время взрыв этого устройства тоже возможно — здесь нет сверхъестественных возможностей. Единственный способ защиты — это либо не плавать, либо обеспечить защиту, причем круглосуточную. И защиту не только на поверхности, но и под водой. Диверсанты, скорее всего, подходят к такого рода кораблям под водой. Это возможно, если корабль проходит какую-то узость, где много других кораблей — рыбацких, туристических, каких угодно. Если в это время идет на небольшой скорости корабль, поставить подводную, магнитную мину несложно. Наверное, все это преподносится как своеобразная массовая акция, которая должна привести к тому, что владельцы кораблей перестанут работать с РФ». С другой стороны, маршруты пострадавших судов пересекались не только в российских портах. Financial Times указывает, что четыре из пяти танкеров бросали якорь у берегов Ливии, где экспорт нефти остается предметом конфликта враждующих группировок. Кроме того, все суда заходили для пополнения запасов на Мальту — лучшее место для дайвинга в 2025 году по версии международной ярмарки морских видов спорта в Дюссельдорфе, то есть водолазов там предостаточно. Если же это дело рук все-таки украинских диверсантов, какими могут быть последствия? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Если предположить, что украинские спецслужбы приложили руку к этому саботажу, на самом деле эта история неоднозначная, может иметь последствия, в том числе для самой Украины. Потому что, например, если танкер, который выходил из Новороссийска и потом получил проблемы у Ливии из-за того, что около Новороссийска, возможно, были заложены взрывные устройства, такой танкер мог вывозить, например, казахстанскую нефть. Казахстанская нефть принадлежит инвесторам в Казахстане или принадлежит американским инвесторам, которые являются главными игроками внешней казахстанской нефтяной отрасли. У меня большие сомнения, что американцам понравятся такие действия по отношению к их имуществу, к их нефти, которую это судно перевозило. Если выяснится, что Украина к этому причастна, у нее может быть даже больше проблем, чем у России. А что касается того, насколько это все будет масштабировано, сказать сложно. В принципе любая современная инфраструктура, современные танкеры, современные нефтяные платформы, многие другие вещи не рассчитаны на то, что их будут бомбить, или посылать на них ракеты, или против них будут что-то делать саботажники. Поэтому тут скорее вопрос в том, какие сдерживающие силы у каждой из сторон или по отношению к каждой из сторон, чтобы слишком не зарываться, что называется». Международная морская организация ООН выразила обеспокоенность чередой инцидентов на коммерческих танкеров. Ее глава Арсенио Домингез заявил, что учреждение внимательно отслеживает информацию о произошедшем и ход расследований об обстоятельствах взрывов. О сколько-нибудь существенном спаде экспорта российского топлива морским путем в прессе не сообщалось.