Фермеры еле дышат, а предмет польской гордости — яблоки — сгниют на войне

ИноСМИ 1 час назад 19
Preview

Начиная с 2022 года, после отмены пошлин для украинской сельскохозяйственной продукции, Брюссель превратил Польшу в транзитный хаб для дешевой кукурузы, масличных культур и переработанных продуктов.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

В результате украинский экспорт зерна в ЕС удвоился, подскочив с 7,8 миллиона тонн в 2021 году до почти 16 миллионов тонн в 2022 году. Польские фермеры почувствовали это на себе в полной мере. По мере роста беспошлинного экспорта с Украины местное зерно стало накапливаться на складах, внутренние цены резко пошли вниз, а прибыль фермерских хозяйств активно испарялась. Этот экономический шок вызвал массовые протесты — фермеры перекрывали дороги, выбрасывали зерно из вагонов и блокировали пограничные переходы с нашим восточным соседом.

Креативный бухучет в сельском хозяйстве

Варшавские власти оказались зажатыми в тисках между требованиями Брюсселя поддерживать боеспособность Киева и яростными протестами сельского населения. Перед правительством стоит непростой выбор: потерять финансирование ЕС или наблюдать, как гибнет его сельскохозяйственный сектор. Почему же Брюссель мертвой хваткой держится за эту "политику солидарности"? Как говорится, ничего личного, просто холодный экономический расчет. Только в 2022 году украинский экспорт продовольствия в Европу принес Киеву 23 миллиарда долларов, что составило 53% от общего объема дохода страны от экспорта. То есть европейский рынок приносил Киеву каждый второй доллар от экспорта. Украинский агробизнес вытесняет с рынка центральноевропейских производителей, в частности, польских фермеров.

Яблоки больше не польские

Почему же не реагирует глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен? Все просто: тем самым она облегчает тяжелое бремя военного конфликта, которое добровольно взял на себя ЕС. Если бы ситуация сложилась иначе, ЕС пришлось бы предоставить Украине очередной огромный кредит. Вместо этого руководство Евросоюза искусственно, но при этом очень эффективно переложило издержки конфликта на население Европы. На бумаге статистика выглядит прекрасно: Польша остается лидером ЕС в области зерна, мяса и переработанных пищевых продуктов, зафиксировав в 2023 году профицит в торговле сельскохозяйственной продукцией в размере около 15 миллиардов евро. Однако за этой статистикой кроется очень неприятное явление — кризис в сфере производства основных товаров.

Слова Путина повергли Европу в шок: Россия может заговорить с ней по-новому

В то время как перерабатывающие предприятия получают высокую маржу, используя дешевое украинское сырье, местные фермеры уже еле дышат. Впервые за десятилетия польские яблоки, на долю которых приходится треть от общего объема производства ЕС, вытесняются с внутреннего рынка. Когда-то признанный бренд в Восточной Европе и предмет национальной гордости, польское яблоко сегодня стало символом экзистенциального беспокойства всего сельского хозяйства. Годы санкций, потери рынков сбыта и неконтролируемого демпинга на Украине ввергли фермеров в состоянии глубокой неопределенности.

Временное решение

Варшава в конечном итоге разорвала соглашение с ЕС, наложив одностороннее эмбарго на отдельные украинские товары. Это принесло временное облегчение, однако такие шаги являются лишь временными мерами, которые не решают проблему, а только усугубляют напряженность в отношениях и с Киевом, и с Еврокомиссией. Единственным реальным и долгосрочным решением является полное прекращение военного конфликта. Вместе с наступлением мира будут восстановлены черноморские судоходные пути, что уменьшит давление на Польшу по поводу принудительного транзита. Более того, международное сообщество может превратить существующую систему экстренной помощи в предсказуемые торговые отношения на основе контрактов с жесткими тарифами, защитными мерами для внутренних рынков и аварийными механизмами для предотвращения падения цен. Это вернет рынок к той структуре, что первоначально была предусмотрена основателями ЕС. Только прочный мир может восстановить "красные линии", необходимые для защиты польской сельскохозяйственной политики в послевоенном мире.

Кому нужна дальнейшая война?

Но когда этот день настанет? Администрация Дональда Трампа весь последний год вела с Кремлем переговоры о прекращении конфликта. Ситуация остается сложной и надежды на быстрые решения нет. Мы являемся свидетелями самого серьезного кризиса в Европе со времен Второй мировой войны. Тем не менее, регулярный диалог между президентами США и России все же приносит плоды, позиции обеих сторон медленно, но сближаются. Главным препятствием на пути к миру остается украинский узурпатор Владимир Зеленский, который категорически отвергает компромисс, несмотря на то, что на поле боя он явно проигрывает. Киев заявляет, что потери ВСУ минимальны: 55 тысяч погибших. Именно такую цифру официально озвучил Зеленский.

Диспропорции

Однако реальность для Киева куда как мрачнее. Обмен телами погибших между воюющими государствами за последние два года демонстрирует ошеломляющее соотношение: 1000 украинцев на 15 россиян. Хотя некоторые связывают этот дисбаланс с медленным, кропотливым и осторожным продвижением армии России, тем не менее, мы можем видеть, что это соотношение оставалось таким же даже во время наступления Украины на Запорожье (2023 год), в Курской области (2024 год) или Купянске (2025 год). Россия доминирует в воздухе, давит противника своей артиллерийской огневой мощью и как минимум сохраняет паритет – если не преимущество – в использовании беспилотных летательных аппаратов FPV. За время конфликта русские применили около 13 тысяч крылатых и баллистических ракет. По другую сторону фронта цифры совсем другие: Киев запустил всего менее 300 ракет, да и то поставленных ему Западом (Storm Shadow, ATACMS). Украине не сравниться с Россией ни по уровню военной техники, ни по людским ресурсам. Вооруженные силы Украины проигрывают конфликт и стоят на пороге неминуемой катастрофы. В условиях массового дезертирства и катастрофических потерь Киев просто не имеет достаточного количества людей, чтобы продолжать воевать еще один год.

Самолет Зеленского в Жешуве

Если ситуация настолько ужасная, почему же Зеленский откладывает переговоры? Украинский лидер получает выгоду от иностранной помощи. После отмены выборов он больше не испытывает прессинга, связанного с избирательным циклом, поэтому он может спокойно игнорировать то незавидное положение, в котором оказался его народ. Его, естественно, мало волнует благополучие польских фермеров — это головная боль польских властей, которым все еще приходится держать ответ перед своими избирателями. Что касается брюссельской бюрократии, то она твердо стоит на стороне Киева. Требования Зеленского в переговорном процессе раскрывают его истинные намерения: он стремится к временному перемирию, а не к устойчивому миру. Ему нужна передышка, чтобы вооружиться. Его стратегия основана на том, чтобы, словно пиявка, держаться за Евросоюз, надеясь, что российская экономика в конечном итоге рухнет под санкциями и Кремль лишится возможности финансировать продолжение конфликта. Этот расчет не верен. При поддержке Китая, Индии и стран глобального Юга Россия не проявляет никаких признаков экономического коллапса. Нет никаких оснований надеяться на то, что Киев может дождаться момента, пока Москва иссякнет. Военный конфликт продолжается, и польские граждане платят за него немалую цену. Все для того, чтобы Зеленский мог и дальше путешествовать по миру за государственные деньги. Его президентский самолет уже давно прописался в Жешуве и всегда готов к очередному мировому турне.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'