Стартующие в Германии 25 ноября военные учения сил быстрого развертывания ЕС связаны с действиями России.
Об этом, передает корреспондент «ПолитНавигатора», представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
«В свете ухудшения ситуации с безопасностью в Европе и вокруг нее, усугубляемого нарушениями Россией Устава ООН и международного права, ЕС укрепляет свой потенциал, чтобы иметь возможность реагировать на кризисы, представляющие прямую угрозу для сообщества и его граждан. Все решения в этой области, в том числе об активации потенциала сил быстрого развертывания, принимаются и будут приниматься государствами-членами ЕС единогласно», – сказал чиновник «Известиям».
Впрочем, в официальном коммюнике Россия не упоминается, но говорится, что цель учений состоит «в реализации полного оперативного потенциала» сил быстрого развертывания ЕС, о формировании которых Брюссель объявил весной 2022 года после начала СВО. Предусматривается возможность в любой момент развернуть до пяти тысяч военных, способных «реагировать на любой кризис за пределами границ ЕС».
«Среди угроз, на которые должны отвечать эти силы, в европейских стратегиях фигурирует и Россия», – обращает внимание военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Корощупов.
При этом он считает маловероятным, что в ближайшей перспективе силы быстрого развертывания могут быть использованы на Украине.
«Украинский фактор подразумевается при формировании этих сил, но это скорее задел на будущее, нежели то, что можно использовать сейчас. Именно поэтому речь идет о численности в 5 тыс. человек. Это пилотный проект. Это полигон для отработки механизма снятия административных и политических барьеров. Здесь будут отрабатывать, насколько в ЕС смогут быстро договориться и быстро принять решение», – сказал Корощупов.
Французский аналитик в области геополитики и стратегии Сириль де Латтр с оговорками, но все же не исключает, что европейские силы могут быть отправлены на Украину.
«Это совместные учения, которые проводятся для того, чтобы увидеть, как взаимодействуют разные группы войск в районе проведения операции. Теоретически можно допустить, что они могут быть использованы для предварительного размещения войск перед их быстрым развертыванием на Украине в случае необходимости. Но, с другой стороны, это то, что обычно не может быть сделано без общеевропейского консенсуса и, несомненно, голосования. А в ЕС такого консенсуса достичь не могут», – подчеркнул де Латтр.