Есть — проблема: нехватку кадров в пищевой отрасли оценили в 2,5 млн человек

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 15
Preview

В пищевой отрасли не хватает примерно трети сотрудников, аналитики полагают, что дефицит уже составляет 2,5 млн человек. Рекрутинговые сервисы подтверждают, что нехватка кадров в пищевой промышленности стремительно растет — только в III квартале 2025 года количество вакансий в этой отрасли увеличилось на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Молодые люди не стремятся в сферу из-за неконкурентных зарплат и невысокого престижа профессии, отмечают эксперты.

Кого не хватает в пищевой отрасли

Дефицит кадров в российской пищевой промышленности может составлять 2,5 млн человек, подсчитали аналитики консалтинговой компании «Старт качества». Они отмечают, что отрасли не хватает примерно 30% сотрудников. В формулу подсчета, как пояснили «Известиям» в компании, входят данные о числе предприятий в пищевой отрасли, данные по среднему количеству сотрудников и коэффициент роста рынка.

— Кризис носит системный характер, — заявил гендиректор компании «Старт качества», преподаватель Российского биотехнологического университета (Росбиотех), эксперт по пищевой безопасности Константин Деревсков. — Профильные вузы и техникумы ежегодно выпускают около 25–35 тыс. специалистов, но этого катастрофически недостаточно. И лишь 40% выпускников приходят работать по специальности, остальные покидают отрасль, не отработав и дня.

Он рассказал, что к профильной кафедре Росбиотеха недавно обратилась крупная торговая сеть с запросом на трудоустройство 80 студентов, при этом обучающихся на курсе всего 40.

— А в наш Центр трудоустройства на протяжении учебного года поступают похожие запросы о найме от трех до 10 предприятий, что также свидетельствует о наличии дефицита кадров уже на этапе подготовки специалистов, — сказал он. — Более того, на одного выпускника могут претендовать до пяти работодателей.

По словам эксперта, не хватает механиков, технологов, экспертов, менеджеров, инженеров и линейного персонала. Особенно остро ощущается дефицит инженерных кадров.

— На первое место я бы поставил механиков. Оборудование сейчас обновляется, и не каждый способен с ним работать. Также недостает логистов, специалистов по качеству и тех, кто может выстраивать процессы, — заявил он.

При этом нехватка только рабочих кадров на пищевом производстве, по его словам, может оцениваться в 250 тыс. сотрудников. Речь идет о неквалифицированных кадрах (сотрудниках без специального образования), это разнорабочие, грузчики, операторы линий, обвальщики.

Минтруд ранее не сообщал данные о нехватке специалистов в пищевой отрасли. Но министр труда и социальной защиты Антон Котяков, выступая на правительственном часе в Госдуме в ноябре 2024 года, заявил, что «кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек», однако речь шла о всем рынке труда. Эксперты тогда трактовали слова министра как дополнительную потребность рынка. «Известия» направили запрос в Минтруд с просьбой оценить подсчеты аналитиков.

По данным рекрутингового сервиса «Авито Работа», категория «работники кухни и пищевого производства» по итогам трех кварталов 2025 года показала рост числа вакансий на 7% по сравнению с прошлым годом. И эта единственная категория в топ-7 по итогу III квартала, которая показала увеличение числа вакансий, остальные (водители и курьеры, работники розничной торговли, строители и ремонтники, работники складов) продемонстрировали падение. Об этом говорится в ежеквартальном дайджесте кадровой платформы.

Как подсчитали в этом рекрутинговом сервисе для «Известий», в III квартале потребность в работниках пищевого производства оказалась на 56% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Во ВНИИ труда в ответ на запрос «Известий» сообщили, что кадровая потребность пищевой промышленности включает в себя не только специфические для отрасли специальности, но и профессии, связанные с обеспечением операционной, административной, организационной работы предприятий.

— Например, это специалисты по бухгалтерскому учету, разнорабочие, экономисты, юристы, IT-специалисты, грузчики, логисты и так далее, — сообщили там. — Всего в пищевой промышленности на сегодняшний день открыто порядка 50 тыс. вакансий суммарно во всех регионах страны.

По данным ВНИИ труда, всего в отрасли работает 30,3 тыс. компаний и 35,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общая численность работников, занятых в пищевой промышленности, составляет порядка 1,9 млн человек, в том числе свыше 160 тыс. обработчиков и изготовителей мясных, рыбных и других продуктов питания, порядка 35 тыс. изготовителей молочной продукции, свыше 200 тыс. операторов машин по обработке пищевых и аналогичных продуктов.

— Пищевая промышленность — значимая отрасль, и ее кадровому обеспечению уделяется большое внимание, — заявили там. — Необходимо разделять вопросы конкуренции за специалистов, чей труд применим во всех областях, и специалистов, чьи профессии специфичны.

В Институте труда отметили, что для отрасли характерен высокий средний возраст занятых, «что обеспечивает будущий спрос на специалистов и делает эту сферу, как и многие другие сферы обрабатывающего производства, перспективной для трудоустройства».

Во ВНИИ добавили, что в список 360 самых востребованных профессий, по которым можно бесплатно переобучиться в рамках нацпроекта «Кадры», входят такие специальности, как технолог пищевой промышленности, наладчик оборудования и термического оборудования, оператор линии, контролер продукции. Кроме того, для отрасли актуальны и вопросы повышения производительности труда.

Сколько платят

Пищевая отрасль страдает из-за конкуренции за кадры с другими секторами экономики — логистикой, ВПК, IT и ритейлом, которые зачастую предлагают более привлекательные условия труда, отметили аналитики.

По данным «Авито Работы», наибольший прирост числа вакансий отмечен на позиции приемщиков (занимаются приемкой, взвешиванием и первичной обработкой сырья и продукции) — количество предложений для них выросло более чем в два раза (+118%), среднее зарплатное предложение составило 61 462 рублей в месяц.

На втором месте по динамике числа вакансий — лепщики полуфабрикатов (+100%). Среднее зарплатное предложение на этой позиции составляет 130 тыс. рублей в месяц. В топ-3 также вошли курьеры (+88%), они могут рассчитывать в пищевой сфере на средний заработок в 75 936 рублей в месяц.

Лидером же по приросту стала специальность заготовщика мяса — среднее зарплатное предложение для этой профессии выросло на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 99 234 рубей в месяц. На втором месте оказалась специальность шеф-повара со средним зарплатным предложением 142 688 рублей в месяц (+61%). Также средняя оплата труда увеличилась для технологов — на 42%, до 101 042 рублей в месяц.

— Пищевая промышленность продолжает наращивать обороты и развиваться, в том числе за счет роста спроса на готовую еду, — заявил директор категории «Рабочие и линейные профессии» «Авито Работы» Андрей Кучеренков. — Торговые сети, масштабируя собственные производства и расширяя ассортимент кулинарии, создают огромный спрос на квалифицированные кадры. Поэтому компании активно конкурируют за лучших специалистов, предлагая более привлекательные зарплатные условия.

В рекрутинговом сервисе hh.ru отметили, что не хватает отрасли и IT-специалистов, спрос стабильный, рост по итогам III квартала составил 2% по сравнению со II кварталом. Медианная предлагаемая зарплата в пищепроме для ИТ-специалистов достигает 97,9 тыс. рублей (за год рост составил 9%). А в целом средняя зарплата в пищепроме составляет всего 74,3 тыс. рублей, за год этот показатель вырос на 6%.

Как закрыть нехватку сотрудников

Решить кадровый вопрос в пищепроме возможно, если вузы и средние специальные учебные заведения будут выпускать как минимум по 300 специалистов в год, которые впоследствии будут работать в одной из отраслей пищевой промышленности, полагает Константин Деревсков.

Впрочем, спасет ситуацию и переход на роботизированное оборудование, хотя и не в полной мере.

— К примеру, мы уже видим, что электронные журналы по пищевой безопасности повышают производительность сотрудника хлебопекарного производства в два раза, а таких простых цифровых решений, которые могут оптимизировать работу предприятий, десятки, — сказал он.

Впрочем, по его мнению, роботизация и цифровизация предприятий в будущем не отразятся на сокращении числа вакансий, скорее функционал будет скорректирован и перераспределен по должностям в соответствии с технологическим развитием, как ранее на смену специалистам по хлебопечению пришли технологи хлебопекарного производства, владеющие современными технологиями. Но автоматизация и роботизация способны компенсировать дефицит на монотонных операциях, а внедрение нейросетей — оптимизировать логистику и управление.

Доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова подтвердила, что в пищевой отрасли крайне востребованы технологи, агрономы, механизаторы, ветеринары, селекционеры.

— Причины нехватки, прежде всего, это демографические проблемы, тяжелый физический труд, сезонные колебания, отсутствие престижности профессии, инфраструктуры и комфорта в сельской местности, низкая оплата труда линейного персонала, высокий отток квалифицированных кадров из сельской местности, — сказала она. — В условиях импортозамещения сельхозрынок в России рос быстрыми темпами, производственные мощности увеличивались, а трудовые ресурсы не прибавлялись, тем самым перекос начал формироваться уже несколько лет назад.

Она также заявила, что проблема усугубилась усилением процесса цифровизации и инноваций, что, в свою очередь, повлекло повышение требований к специалистам.

— Уже сейчас можно увидеть водителя комбайна с высшим техническим образованием, потому что современная техника начинена электроникой и сложнейшими IT-технологиями. Кстати, для подобной техники необходимы как специалисты по настройке и обслуживанию, так и разработчики российского ПО под сложную сельскохозяйственную технику, — сказала она.

В числе мер по решению проблемы дефицита кадров в пищевой отрасли эксперт предложила усилить работу по созданию привлекательных условий труда, повышению престижа рабочих профессий, проработать меры по вознаграждению за сложность, повышение квалификации, в целом за полученное профильное образование.

А руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа заявила, что причины дефицита — массовый исход кадров в иные сектора.

— Люди, годами работавшие поварами, пекарями, сборщиками заказов за мизерную зарплату, ушли в другие специальности и формы занятости, — сказала она. — Пищевая промышленность с ее устаревшими заводскими правилами, жестким графиком и низкой оплатой проиграла эту конкуренцию за человеческий ресурс.

Кроме того, по ее словам, отрасль десятилетиями держалась на притоке относительно дешевой рабочей силы, включая трудовых мигрантов.

— Сейчас эти источники иссякают или становятся менее доступными. Пищевая отрасль, традиционно зависящая от большого количества ручного труда, оказывается в аутсайдерах в борьбе за сокращающийся человеческий капитал. А молодежь не видит перспектив в профессиях, связанных с низкооплачиваемым физическим трудом на пищевых производствах, — сказала она.

Кроме того, по мнению эксперта, бизнес в пищевой отрасли зачастую не готов адекватно реагировать на вызовы времени: вместо кардинального повышения зарплат и инвестиций в автоматизацию и улучшение условий труда компании предпочитают «латать дыры», перекладывая нагрузку на оставшихся сотрудников. Пока труд в пищевой отрасли будет считаться низкоквалифицированным и низкооплачиваемым, дефицит будет только усугубляться, считает Мария Коледа.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'