ЕС предлагает Сербии высечь саму себя. Вопрос санкций вновь на повестке

ИноСМИ 2 часов назад 17
Preview

Сербия может изменить свое отношение к антироссийским санкциям, и это стало понятно шестого ноября из заявления Александра Вучича, который сказал, что "решение не вводить санкции против России сохранялось почти четыре года, но правительство Сербии может изменить его в случае необходимости".

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

График внешнеполитических визитов высшего руководителя Сербии в последние месяцы ясно доказывает, что свои приоритеты он связывает с Европейским Союзом. За это время Александр Вучич сначала встретился с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, а потом с главой делегации Европейского союза в Сербии Андреасом фон Бекератом. Затем в Париже Александр Вучич побеседовал с Эммануэлем Макроном и, наконец, недавно встретился с немецким министром иностранных дел Йоханном Вадефулем.

То, что визиты в Сербию Урсулы фон дер Ляйен и Йоханна Вадефуля были частью широких балканских турне, подтверждает, что активизация контактов в последнее время между официальным Белградом и брюссельской администрацией и главными европейскими столицами вызвана обоюдной заинтересованностью. Причем активизация контактов на линии Белград — Брюссель — Берлин — Париж, как правило, происходит в момент явной внутриполитической беспомощности официального Белграда, а также во внешнеполитических обстоятельствах, которые объективно осложняют международную позицию Сербии.

В таких ситуациях сказывается вся внешнеполитическая зависимость и внутриполитическая ранимость страны, которая находится на границе между двумя противоборствующими цивилизациями и которая в колониальных условиях после Бульдозерной революции объявила евроинтеграцию своей целью номер один.

Поскольку процесс евроинтеграции год за годом реально, а не формально повышает степень экономической, политической и оборонной зависимости Сербии от Европейского союза, ясно, что местные политические элиты, как во власти, так и в оппозиции, в моменты своей политической слабости пытаются любой ценой заполучить поддержку Брюсселя и главных столиц Европейского союза.

Варшава взвыла из-за Катыни: в Польше умоляют Лаврова о пощаде — "долой евроколхоз"

Ведь в колонии существует обратная легитимность, так как авторитет для осуществления власти подкреплен не поддержкой народа, а поддержкой метрополии. Поэтому в подобных странах в моменты принятия стратегических решений без раздумий проводится непопулярная политика, которая противоречит интересам или мнению большинства граждан, но соответствует интересам и мнению метрополии.

Геополитическая причина

Поэтому не удивительно, что Александр Вучич, столкнувшись с многомесячными протестами, серьезной внутренней дестабилизацией и делегитимизацией, ищет поддержу для сохранения власти или хотя бы постепенной и безболезненной передачи власти в Брюсселе, Берлине и Париже. Конечно, это не связано с Вучичем как таковым, а объясняется колониальным положением страны, которая проходит процесс евроинтеграции, а также с колониальным характером политических элит в подобной стране.

То, что для брюссельских элит внутренняя и внешнеполитическая ранимость официального Белграда, козырь, которым нужно как можно скорее воспользоваться, связано с главной целью евроинтеграции. По словам главы делегации Европейского союза в Сербии Андреаса фон Бекерата, процесс расширения на так называемых Западных Балканах для Европейского союза — это, прежде всего, "геополитический императив".

А в геополитическом поединке слабость противника — всегда "дар с небес", который упускать нельзя. Сербскому народу не повезло в том, что его давно назначили из-за цивилизационной несовместимости и географической позиции врагом коллективного Запада и что сербские политические элиты всегда слабы из-за колониального положения Сербии после Бульдозерной революции.

Одним словом, график международных визитов европейских лидеров в Белград и Вучича в важнейшие европейские столицы совершенно ожидаем, если учитывать характер режима Вучича после упомянутой революции, а также геостратегические интересы брюссельских элит, которые включены в процесс евроинтеграции Сербии. Причем геополитических уступок, которых им не удалось добиться от Белграда, пользуясь обстоятельствами прокси-войны, которую коллективный Запад с 2022 года ведет против России на территории Украины, Брюссель в последнее время пытается добиться, используя внутриполитическую уязвимость режима Александра Вучича.

Суть требований Европейского союза определяется главным образом геополитическим характером процесса евроинтеграции. Так, было и сохраняется старое требование, чтобы Сербия оказывала всестороннюю помощь в закреплении косовской независимости, то есть выполнила все обязательства договора, который подписали Белград и Приштина при посредничестве Европейского союза в процессе нормализации отношений.

Речь идет, прежде всего, о "дорожной карте" приложения от 18 марта 2023 года, которое было согласовано в Охриде и в 2024 году стало составной частью переговорного процесса о вступлении Сербии в ЕС. (…)

Механизм шантажа

Учитывая множественные доказательства готовности Белграда сотрудничать в рамках нормализации отношений с так называемой Республикой Косово, ведь Сербия уже 12 лет добровольно передает албанским сепаратистам одно за другим государственные полномочия, Европейский союз в последнее время, судя по всему, более настойчиво требует, чтобы Сербия полностью привела свою внешнюю и оборонную политику в соответствии с политикой Европейского союза.

Подобная смена приоритетов полностью оправдана с точки зрения стратегических интересов брюссельской администрации и вообще европейских наднациональных либеральных глобалистских элит, которые с февраля 2022 года полностью связали свою судьбу с исходом прокси-войны, которую они ведут на украинской территории против Российской Федерации.

Поэтому с 2022 года Европейский союз пользуется шантажистским механизмом евроинтеграции, чтобы полностью вытеснить Россию с Балкан и тем самым не только лишить Сербию последних реальных предпосылок для многовекторной политики, но и окончательно втянуть ее в антироссийский военный, политический и экономический фронт.Только поэтому в документе, который Сербия и так называемое Косово подписали в Охриде 18 марта 2023 года, оказался пассаж о том, что стороны обязуются полностью согласовывать свою внешнюю и оборонную политику с Евросоюзом.

Это обязательство только на первый взгляд не связано с нормализацией отношений между Сербией и так называемом Косово. Полностью согласовывая свою внешнюю политику с ЕС, что сейчас означает, прежде всего, присоединение Белграда к санкциям, которые Брюссель ввел против российских юридических и физических лиц, Сербия точно останется в Совете безопасности без главного гаранта ее территориальной целостности и Резолюции 1244.

Это и ждут те политические круги в Белграде, которые готовы обменять Косово и Метохию и территориальную целостность Сербии на добрые отношения с коллективным Западом, а он в таких условиях становится абсолютным хозяином политического будущего страны. Одним словом, коллективный Запад понял, что, полностью устранив российский вектор во внешней политике Сербии, он значительно упростит колониальным политическим властям задачу и они окончательно откажутся от Косово и Метохии.

Когда в условиях глубокого политического и социального кризиса этой осенью активизировались контакты между высшими руководителями Сербии и представителями Брюсселя, Парижа и Берлина, требование привести внешнюю и оборонную политику Сербии в соответствие с политикой Европейского союза вышло на первое место среди требований, которые ЕС предъявляет Сербии.

Так, Урсула фон дер Ляйен после того, как Александр Вучич заверил, что "для Сербии членство в ЕС — стратегическая ориентация", и после ее жалоб на то, что Сербия с начала вооруженного конфликта на Украине так и не открыла, в отличие от соседей, ни одного переговорного кластера, заявила сербам, что для Сербии "сейчас самый подходящий момент предпринять конкретные шаги к присоединению". Прежде всего, разумеется, тем, что Сербия повысит меру согласованности своей внешней политики с ЕС, а это подразумевает, в первую очередь, что в короткие сроки она введет санкции против Российской Федерации.

Отдаление от России

Вскоре после визита в Белград председателя Европейской комиссии этот орган опубликовал ежегодный доклад о состоянии переговоров о вступлении Сербии в Европейский союз. В нем сказано, что "в области единой внешней и оборонной политики Европейского союза Сербия должна в приоритетном порядке приложить дополнительные усилия, чтобы еще больше согласовать свою внешнюю политику с ЕС".

В докладе далее говорится, что "степень согласованности позиции Сербии с заявлениями высокопоставленных руководителей от имени ЕС и решениями Совета по санкциям остается низкой". И это несмотря на то, что в 2025 году Сербия подняла уровень согласованности своей внешней и оборонной политики по сравнению с предыдущим годом (в 2024 году "согласованность" оценивалась на 59%, а в 2025 уже на 63%).

То, что в последние недели и месяцы Сербия и ЕС очень сблизились, а от России Сербия отстранилась, признали и авторы упомянутого доклада, так как заключили, что росту уровня согласованности способствовало то, что "в последние недели Сербия задним числом согласовала свою политику с некоторыми решениями Совета и заявлениями ЕС, в том числе с некоторыми решениями, связанными с санкциями против российских граждан и заявлениями, осуждающими позицию России".

Кроме того, авторы доклада похвалили белградские власти за то, что они делают возможным тесное сотрудничество и обмен информацией на техническом уровне межу ЕС и национальными органами власти относительно обхода санкций. Вместе с тем докладчики призвали Сербию "сохранить нынешний высокий уровень сотрудничества в данной области".

Такому докладу Европейского союза откровенно обрадовались прозападные оппозиционные партии в Сербии, так как критические замечания в докладе дополнительно ограничили пространство для маневра и без того политически ослабленному Вучичу. При этом их нисколько не обеспокоило то, что жесткие и ограниченные по срокам требования, содержащиеся в Докладе, грозят уничтожить последние остатки независимости и суверенитета Сербии.

После публикации доклада Европейской комиссии немецкий министр иностранных дел Йоханн Вадефуль заявил в Белграде, что от каждой страны, которая хочет вступить в Европейский союз ожидают, что еще до вступления она согласует свою внешнюю и оборонную политику с политикой Европейского союза и что этого "согласования" ждут и от Сербии, несмотря на ее тесные исторические связи с Россией.

Для публициста Душана Янича визит немецкого министра иностранных дел стал сигналом о том, что в процессе евроинтеграции Сербию может ожидать настоящий переворот в виде открытия 31 главы из переговорного досье, касающейся единой внешней и оборонной политики. В нынешних международных обстоятельствах трудно предположить, что Брюссель согласится на 31 главу без предварительного решения Сербии поддержать санкции ЕС против России, но Янич по какой-то причине предполагает, что подобный исход в предстоящие недели и месяцы возможен.

Последнее заявление брюссельского комиссара по расширению ЕС Марты Кос о том, что гражданство Сербии получают российские граждане, многие из которых значатся в санкционных списках, является не чем иным как призывом к властям в Белграде поддержать санкции Европейского союза против Российской Федерации.

Достижение консенсуса

То, что Сербия может изменить свое отношение к антироссийским санкциям, и это стало понятно шестого ноября из заявления Александра Вучича, который сказал, что "решение не вводить санкции против России сохранялось почти четыре года, но правительство Сербии может изменить его в случае необходимости". Учитывая, что с начала вооруженного конфликта на Украине почти 80% граждан Сербии в опросах регулярно высказываются против введения антироссийских санкций Сербией, этим заявлением Александр Вучич на самом деле говорит, что правительство в этом вопросе будет руководствоваться требованиями Брюсселя, а не мнением своих граждан.

Своеобразной подготовкой общественности к введению антироссийских санкций стало и недавнее заявление Вучича, в котором место главного виноватого вместо США заняла Россия, так как якобы "Сербия все время рискует из-за отношений с Россией; причем рискуют не только нефтяные компании, но и банки".

Поскольку ускоренная евроинтеграция, учитывая требования ЕС, подразумевает, что правительство в ближайшее время пойдет на дополнительные и радикальные шаги в отношении России и Косово и Метохии, пусть с этим и не согласно подавляющее большинство граждан Сербии, ослабленная власть панически ищет политической и экономической поддержки у Брюсселя. Похоже, именно в этом свете следует воспринимать недавнее заявление министра Марка Джурича о том, что сербская делегация прибыла в Брюссель, чтобы найти "поддержку не только того, что уже сделано для подготовки к открытию третьего кластера, но и вообще всех усилий для достижения общественного консенсуса в Сербии, который необходим для продолжения европейской интеграции".

От Брюсселя, судя по всему, власть ожидает материальной "анестезии" сербским гражданам, пока сербское правительство принимает решения, с которыми не согласна большая часть избирателей. В этой связи не случайно, что в конце октября депутат от Сербской прогрессивной партии Милимир Вуядинович, член парламентского комитета по стабилизации и присоединению к Евросоюзу, заявил европейским депутатам, что проблема у Сербии с введением санкций против России только одна — сроки, поскольку "если мы попытаемся сделать это в самом скором времени, то такое решение обернется для нас полным экономическим крахом и коллапсом Сербии".

О том, что политическая элита Сербии, особенно правящая, ищет пути для достижения консенсуса по введению антироссийских санкций, говорят и заявления представителей экспертного сообщества, которое, как правило, в курсе назревающих перемен в курсе государственной политики. (…)

Сопротивление

Недавно глава Национального банка Сербии Йргованка Табакович выразила обеспокоенность, что США могут ввести (по непонятной причине) против сербского банка вторичные санкции. Заявление Табакович наводит на мысль о том, в каком направлении двинутся сербские власти, если решатся на резкий и трагичный разворот в отношениях с Россией, еще невиданный в сербской политике (…).

Слабая власть, которая не может ожидать от Брюсселя ни особой экономической помощи, ни поддержки в восстановлении утраченного авторитета, вероятно, не примет формального решения о присоединении Сербии к многочисленным санкциям, которые Европейский союз ввел против нескольких тысяч российских юридических и физических лиц.

Вместо этого можно ожидать, что, оправдываясь страхом подпасть под вторичные санкции Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, власть осложнит работу оставшихся российских юридических лиц в Сербии, а также пребывание и работу тех российских граждан, чьи имена значатся в санкционных списках. Под ударом окажутся прежде всего СМИ с российскими собственниками, поскольку в недавнем докладе Европейской комиссии Сербия порицается за то, что в "декабре 2024 года телеканал Russia Today Balkanофициально начал работать и стал доступен на каналах и сервисах государственного оператора "Телеком Србиja".

Нынешнее ускоренное сближение Вучича с Брюсселем ясно доказывает, что студенческие и связанные с ними общегражданские протесты, из-за которых вся государственная политика свелась к борьбе с коррупцией (для успокоения большей части патриотически настроенных избирателей), послужили лишь механизмом, приблизившимАлександра Вучича к Брюсселю, а Сербию — к историческому расхождению с Россией. События в Сербии развивались бы иначе, если бы власти противостояло не плохо организованное движение без четкого курса, а оппозиция с ясной программой патриотического толка.

Ведь факт в том, что Брюсселю уже давно нечего предложить, даже слабой власти и еще более слабой оппозиции, и это вселяет надежду на то, что на "российском направлении" сербской государственной политики в предстоящие недели не будет принято непопулярное (антинародное) решение, после которого Сербия, а значит, и сербский народ в целом, окажется в полной власти такого беспокойного сегодня океана мировой политики. Брюссель понимает, что время работает против западной глобалистской элиты. Сербам важно осознавать это, и тогда сопротивление губительным для народа решениям будет куда сильнее.

Автор — профессор юридического факультета университета Крагуеваца.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'