Поездка премьер-министра Михаила Мишустина по Дальнему Востоку и Сибири, как это часто и бывает в таких случаях, выходила за рамки региональные и даже страновые.
Вопросы, которые там обсуждались, касались всей планеты.

Так, в Чите Мишустин провел совещание по экспорту зерна. Задачи в этой сфере у России амбициозны. Через пять лет страна должна нарастить экспорт продукции АПК в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.
Памяти зерновой сделки
Дальний Восток и Сибирь в данном вопросе должны стать локомотивами. Там возможности ввода земель в сельхозоборот вдвое выше, чем в Центральной и Южной России. Так что «задание» от Путина и Мишустина местным аграриям понятно.
Ныне РФ поставляет зерновые культуры более чем в сотню государств планеты. 70 из них покупают нашу пшеницу. Добились, кстати, этого мы сами, без помощи извне.

Зерновая сделка России не помогла
Как раз в эти дни мирно почила «зерновая сделка». Документ, подписанный в ООН назывался длинно и пафосно, что-то вроде «Меморандум о содействии продвижению российской сельскохозяйственной продукции...».
Как это часто и бывает, содержания за этой «гумагой» почти не было. Российские интересы стороны сделки не соблюдали, мы не стали его продлевать.
Мы и без этого меморандума являемся теми, кто обеспечивает своими продуктами и удобрениями продбезопасность многих стран мира.
Тотальный отказ
Цель руководства России: упрочить это положение одного из лидеров сельхозэкспорта в мире. Делать, правда, это приходится в условиях всё новых санкций против нашей продукции.
Вот 1 июля начала действовать «указивка» ЕС о применении особых, повышенных, пошлин на минудобрения из России. За три года «Ойропа» обязалась полностью отказаться от наших удобрений.
«Суть не только в санкциях... Каждый евро, отданный за товары из России, финансирует российскую войну против Украины», - заявила глава комитета Европарламента по международной торговле Мари Ведренн.

Европейское сельское хозяйство ждут крайне непростые времена
Однако такая «свобода» от России будет стоить ЕС чрезвычайно дорого — так уж может выйти. Незадача в том, что треть удобрений для европейского агропрома экспортируется из РФ, и заменить такие колоссальные объемы нечем.
Производить самим в ЕС абсолютно нерентабельно. Увы, с этим уже столкнулась, например немецкая индустрия удобрений. Из-за запрета нашего трубопроводного газа, цены на энергоносители невероятно скакнули. И заводы встали.
Записки из «страны Глупово»
Если ЕС «замахнётся» на тотальный отказ от наших удобрений, то это будет значить, что цены на них подскакнут на треть. Фермеры «матушки-Европы» будут обязаны платить за них по полмиллиарда евро каждый год.
Это означает только одно: тамошняя сельскохозяйственная отрасль в результате таких санкций загнётся за несколько лет. Как следствие – масштабнейший со времён Второй мировой войны продовольственный кризис.

Урожаи зерновых могут сократиться почти наполовину. Будет ли голод – вопрос. Но Евросоюз лишится исторического достижения и перестанет быть экспортёром продовольствия. Ему просто придётся стать импортёром зерна. Тут всё просто: не желаете покупать наши удобрения, извольте брать нашу пшеницу.
«Ограничение допуска наших удобрений в Европу – полная глупость», - как-то заметил президент Путин.
Однако вышло так, что ЕС нынче ничто не указ. Ни Путин, ни даже свои мозги.
Вместо того, чтобы признать, что в некоторых вопросах нужно идти на компромиссы, там решили на суперкомпьютерах рассчитать, что может повлиять на продбезопасность жителей союза.
Выяснилось, что это не бездарные управленческие решения, а глобальное потепление. И рядовым гражданам ЕС нужно с этим как бы смириться: это ж ведь суперкомьютер решил!
Великое переселение Америки
Однако не только в европах беспокоятся о «злых русских удобрениях». Американские люди «от сохи» и грамотные экономисты подсчитали, что 46% потребности в карбамиде (мочевине) для американского сельхоза закрывают поставки из России.
А ведь на нём произрастают важнейшие для американской идентичности кукуруза и соя! Вот незадачка-то...
«Наши сельхозпроизводители не могут себе позволить новые пошлины на удобрения из РФ без риска разориться», - резонно заметило даже такое издание как New York Times.
А производство – вещь почти сакральная. Оно ведь невидимыми нитями связано с тысячами других вещей в жизни.

Раньше европейцы стремились в Америку как в землю обетованную... Куда побегут американцы теперь?
Вот и председатель Национального союза фермеров США Роб Лэрью указал:
«Рост цен может вынудить аграриев бросить бизнес и продать землю».
Западу - анархия и забвение?
Статистика уже подтверждает эти опасения. Несколько десятков тысяч аграриев Америки уже оставили свои участки.
Минсельхоз США, в свою очередь, подсчитал, что стоимость агроимпорта превысит стоимость агроэкспорта на 50 млрд долл.
Посему заградительные пошлины гражданина Трампа и на нашу химпродукцию (минудобрения относятся к ней) – это вероятный выстрел уже не себе в ногу даже. А прямиком в висок.
Что будет дальше? А ничего. Россия просто найдёт новых потребителей для своего жизненно важного экспорта. Что там будет с ЕС и США – дело пятое.