Одна из сильнейших теннисисток мира Елена Рыбакина вот уже десять месяцев не может выиграть ни одного турнира. Многие связывают это со скандальным отстранением от работы её тренера Стефано Вукова, обвинённого в неподобающем поведении и давлении на подопечную. Но сама спортсменка изо всех сил пытается вернуть токсичного наставника в свою команду. Как сообщила известная журналистка Барбара Шетт, такая привязанность к специалисту связана с тем, что они до сих пор состоят в романтических отношениях.
Елену Рыбакину после победы на Уимблдоне в 2022 году стали называть реальной претенденткой на звание первой ракетки мира. Вот только после титула в Штутгарте в апреле 2024-го она не выиграла ничего и откатилась к данному моменту на седьмую строчку в рейтинге WTA. Причём целый ряд турниров в конце прошлого сезона теннисистка пропустила без каких-то видимых сложностей со здоровьем. Физическим. Что же касается психологии...
Уже тогда начал раскручиваться скандал с тренером Стефано Вуковым. Спортсменка уволила его в конце августа перед US Open, а затем вдруг внезапно захотела вернуть обратно. В то же время на хорвата начали поступать жалобы в WTA, там психологическое давление со стороны Стефано на подопечную сочли неприемлемым. Не помогало даже то, что спортсменка активно защищала хорватского специалиста. Тренера сперва отстранили на время расследования, а недавно отлучили от работы в теннисе на целый год.
Перед началом нынешнего сезона Елене пришлось найти себе нового наставника, знаменитого хорвата Горана Иванишевича, однако сотрудничество продлилось недолго. По словам бывшей теннисистки, а ныне журналистки Барбары Шетт, виноват в этом отстранённый Вуков.
«Ей промыли мозги! Я подробно говорила на эту тему с Гораном Иванишевичем. По его словам, проблема в том, что в личной жизни они находятся в отношениях. Вуков хочет пробраться внутрь и вернуть себе место в команде. Это, конечно, катастрофа. После всего, что он сделал, ему придётся уйти из её жизни», — заявила Барбара изданию Kicker.
Шетт также выразила надежду, что теннисное общество находится на правильном пути. «Проблема в том, что люди продолжают проникать в него и выстраивать зависимые отношения с женщинами, чтобы заработать большие деньги и добиться успеха. Вероятно, так будет всегда. Вопрос только в том, как с этим бороться», — добавила бывшая седьмая ракетка мира.
Если между тренером и подопечной действительно имеет место роман, тогда сумбурность ситуации в целом становится более понятной. Любовь зла, и Рыбакина из-за неё, похоже, даже готова терпеть ругательства и оскорбления в свой адрес.
Так, в середине февраля издание The Athletic со ссылкой на свои источники сообщило детали расследования WTA, в котором утверждалось: Стефано называл подопечную «тупой» и якобы говорил ей, что без него «она до сих пор была бы в России и собирала картошку». А также доводил Елену до слёз, подвергал психологическому давлению и заставлял тренироваться в то время, когда она испытывала сложности со здоровьем.
Правда, сама Елена во время открытого чемпионата Австралии уверяла, что наставник никогда не обращался с ней плохо. Как бы то ни было, если личные отношения между Рыбакиной и Вуковым, вероятно, остаются, то официально её тренером он в обозримом будущем работать не сможет. Хотя неофициально это вполне возможно.
В начале февраля после ухода Иванишевича спортсменка объявила о начале сотрудничества с итальянцем Давиде Сангинетти.
«Стефано Вуков всегда будет рядом. Он и Елена близки. Мы со Стефано много общаемся, находимся на одной волне. Наличие двух специалистов — не проблема, это уже почти тенденция в теннисе», — рассказал Сангинетти в интервью La Gazzetta dello Sport. При этом Давиде дал понять, что в его общении с Иванишевичем нет необходимости. То есть, по сути, отстранение Вукова только формально — на самом деле он продолжает влиять на жизнь и карьеру Рыбакиной.
Хорошо это или плохо? Если действительно имел место абьюз, это, конечно, недопустимо. Но в то же время, надо разделять психологическое давление со стороны наставника и его требовательность. Так, легендарные Николай Карполь в волейболе и Евгений Трефилов в гандболе никогда не лезли за словом в карман, порой доносили свои мысли до спортсменок в довольно грубой форме, но при этом считаются глыбами. Не исключено, что как раз благодаря таким нестандартным методам работы.
В теннисе уловить грань требовательности и неподобающего поведения, особенно если тренер и ученица состоят в родственных или и романтических отношениях, ещё тяжелее, да и подходы в индивидуальных и командных видах спорта отличаются.
Хотя были и прецеденты, где токсичность бросалась в глаза. В частности, речь о Елене Докич, выступавшей за Австралию и Сербию. Её отец Дамир Докич явно переходил все грани дозволенного. Как рассказывала женщина в документальном фильме от Netflix, папа избивал её до полусмерти. Но в случае Рыбакиной и Вукова о таких ужасах речи не идёт. При этом нельзя забывать о том, что во многом благодаря хорвату, с которым уроженка Москвы работала с 2019 года, она сумела пробиться в элиту.
Очевидно, что можно запретить специалисту присутствовать на матчах, но вмешиваться в тренировочный процесс он наверняка продолжит. Станет ли это катастрофой? Как ни странно, в феврале, на фоне появления нового тренера (при этом весьма толерантного к экс-наставнику) в её игру вернулась хоть какая-то стабильность на высоком уровне.
Она добралась до полуфинала в Абу-Даби, четвертьфинала в Дохе и полуфинала в Дубае, где уступила в равном матче россиянке Мирре Андреевой. Это позволило ей подняться на шестую строчку в чемпионской гонке. Да, не предел мечтаний, но, возможно, с Вуковым в тени, но «где-то рядом» Рыбакина сможет вернуться на прежний уровень.