Российский логистический рынок переживает значительные изменения, связанные с перестройкой торговых потоков, об этом в беседе с «ФедералПресс» рассказал директор по развитию FM Logistic в РФ Алексей Мисаилов.
По его словам, экспорт в страны СНГ демонстрирует уверенный рост благодаря нескольким ключевым факторам. Главным из них стало увеличение объёмов импортных автопоставок из Китая на 30%, что привело к появлению большего числа свободных машин для обратной загрузки и сделало экспорт экономически более выгодным. Особенно заметен этот эффект в направлении Казахстана, где оптимизация процессов позволила снизить реальные затраты при формальном сохранении тарифов. В результате средняя ставка составила 51 рубль за километр для стандартных грузов и 64 рубля за километр при перевозке с соблюдением температурного режима.
Параллельно с этим наблюдается ослабление торговых связей с Европой. Объём автоперевозок из ЕС сократился более чем на 20%, а общий товарооборот упал на 10%. Список разрешённых к ввозу товаров практически исчез, что привело к снижению спроса на транспортировку. В начале 2025 года цены на перевозки достигли рекордного минимума: стоимость доставки еврофуры из Германии опустилась до 3 тыс. евро, вернувшись к доковидному уровню. В новых условиях логистические компании вынуждены искать альтернативные решения и компенсировать убытки за счёт других направлений.
Эксперт отметил, что спрос на паллетные доставки для федеральных сетей остаётся стабильным, однако темпы развития электронной коммерции начали замедляться во второй половине 2024 года. При этом средний размер заказов и география поставок сократились. В отличие от предыдущих лет, когда сезонные тарифы повышались на 30–50% от базового уровня, предновогодний ажиотаж в 2024 году был менее выраженным, что объясняется снижением покупательской активности и благоприятными погодными условиями. В то же время развитие маркетплейсов стимулирует спрос на доставку товаров в распределительные центры, а также на внутригородскую и межгородскую логистику.
Анализируя ситуацию, Мисаилов уточнил, что рынок сталкивается с противоречивыми тенденциями. Стабилизация тарифов положительно сказывается на конечных потребителях, однако рост ключевой ставки ЦБ усиливает финансовую нагрузку на малый и средний бизнес в сфере логистики. В конечном итоге баланс между спросом и предложением продолжит определять тарифную политику в отрасли, резюмировал эксперт.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Запад пытается возводить препоны для торговли энергоресурсами РФ.