"Мирная повестка" армянских властей интерпретируется Турцией и Азербайджаном как признак слабости и используется для добивания новых уступок от Еревана. Это утверждается в статье бывшего министра иностранных дел Армении Ара Айвазяна, опубликованной в издании "Группа альтернативных проектов".
Айвазян отмечает, что после поражений в 2020–2023 годах руководство Армении объявило о наступлении «эпохи мира», провозгласив новую стратегию, отвергающую противостояние и провозглашающую демократическое обновление. По замыслу авторов этой концепции посредством внутренних реформ и изменения национального сознания должны быть созданы предпосылки для долгосрочного мира.
По мнению экс‑министра, в современных условиях такая стратегия представляется преждевременной и чреватой рисками. Мир, к которому стремится Ереван, предполагает наличие гарантов, действующих правил и соответствующих институтов. При этом игнорируется обстоятельство, что гаранты утратили волю и заинтересованность, а правила — эффективность.
"В подобной атмосфере политика примирения становится формулой не мира, а уязвимости. Не случайно, что Турция и Азербайджан, действуя в рамках логики силовой политики, не рассматривают "благожелательность" Армении как стимул для деэскалации. Они, наоборот, считают это проявлением слабости, поэтому последовательно усиливают военное, территориальное, дипломатическое давление", – отметил Айвазян.
Дипломат подчёркивает, что главной функцией любого государства является обеспечение безопасности граждан и защита суверенитета. Никакие декларации и подписанные документы не способны заменить наличие силового компонента в исполнении этой функции.
В настоящее время, по его словам, Армения оказалась без надёжных стратегических гарантий и с сокращёнными оборонными возможностями на фоне враждебной внешней среды.
"В подобной ситуации превращать мир в знамя, оставляя ценности без защиты, значит толкать страну на путь стратегической уязвимости", – считает автор статьи.
Айвазян полагает, что действия руководства Армении расходятся с логикой международного развития. Шаги официального Еревана, по его оценке, лишены глубокого стратегического анализа мировых процессов и реальных намерений соседних государств, представляющих для Армении экзистенциальную угрозу.
"Власти Армении не учитывают главного – ни демократия, ни мирная риторика, ни даже правовые уступки не обеспечат безопасности в мире, где вместо закона правит сила", – заметил Айвазян.
Он также напоминает, что власти предлагают населению концепцию "Реальной Армении", которая, по их версии, означает «отрезвляющий отказ от легенд и надежд» и отказ от представлений об «исторической» Армении. По замыслу инициаторов именно эти ценности и стремление к восстановлению исторической Армении привели страну к кризису.
Экс‑министр указывает, что трагедия заключается в том, что отказ от исторической памяти, уроков прошлого и инстинкта самосохранения способен подорвать существование реальной Армении.
"Стратегически непродуманное движение, которое представляется как "отрезвление" и "реализм", может привести к ещё большей катастрофе, хотя мы решили – "больше никогда". И тогда история, уже не как "легенда", а как трагедия, вернётся, чтобы напомнить нам: государства гибнут не из-за мечты, а из‑за неспособности защитить себя", – уверен бывший глава армянской дипломатии.
Ранее премьер‑министр Армении Никол Пашинян заявил, что армия не должна оставаться для страны главным инструментом обеспечения безопасности, поскольку это означало бы полное отсутствие безопасности.
Также партия "Гражданский договор", возглавляемая Пашиняном, опубликовала проект новой партийной программы. Принятие документа запланировано на съезде 20 сентября. Проект базируется на идее "Реальной Армении", провозглашённой Пашиняном, и утверждает, что эта концепция опирается на национальные ценности армянского народа. В перечне религиозных институтов наряду с Армянской Апостольской Церковью упоминаются Армянская католическая церковь, Армянская евангельская церковь и христианство в целом. В отличие от предыдущей редакции программы "Гражданского договора", в новом проекте отсутствует упоминание Нагорного Карабаха. В разделе о вооружённых силах делается акцент на том, что Армении необходима не боеспособная, а обороноспособная армия.