Дьявол носит мота: в «Геликоне» поставили последнюю оперу Стравинского

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 12
Preview

Худрук «Геликон-оперы», народный артист России Дмитрий Бертман представил на сцене в Москве последнюю оперу Игоря Стравинского «Похождения повесы». До этого он уже ставил ее в Вене и в Хельсинки. В центре сюжета — история человека, который теряет себя, становится мотом, разменивая душу на мишуру фальшивого блеска. Музыковеды называют это произведение шедевром на все времена, который, по мнению постановщиков, находит отражение и в сегодняшнем дне. «Известия» побывали на премьере и рассказывают, каким получилось возвращение Стравинского на сцену «Геликона» после премьеры там «Мавры» 35 лет назад.

Веселые картинки

Каждая премьера в «Геликон-опере» становится праздником для театралов. Погружение начинается еще до старта самого спектакля. К «Похождениям повесы» в историческом фойе Сергея Зимина на втором этаже открылась экспозиция, посвященная композитору и его произведению.

Встречает здесь бронзовый бюст Игоря Стравинского работы Гавриила Гликмана из коллекции семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Рядом — портрет маэстро маслом кисти того же художника. По соседству — подлинные эскизы декораций и костюмов к разным театральным произведениям Стравинского: «Жар-птица», «Петрушка», «Свадебка», «Мавра», «Поцелуй феи», выполненные великими живописцами, среди которых Бакст, Гончарова, Судейкин, Бенуа, Ларионов, Головин, Билибин. Не «Геликон», а филиал Третьяковки.

1

Фото: Антон Дубровский

Самое же ценное среди всего этого — серия гравюр английского художника Уильяма Хогарта. Работы под общим названием The Rake’s Progress («Карьера мота» или «Похождения повесы») в мае 1947 года Стравинский увидел на выставке в Чикагском институте искусств. Они и вдохновили его на написание оперы «Похождение повесы». На рисунках Хогарта — история молодого человека, который, попав в нехорошую компанию, стал распутником. Причина таких перемен — наследство, которое получил юноша. Жить на широкую ногу, пренебрегая моральными принципами, стало для него нормой.

Дмитрий Бертман к «Похождениям повесы» обратился в третий раз. В 2000 году режиссер ставил оперу в Volksoper Wien в Вене, в 2016-м — в Финской национальной опере в Хельсинки. Теперь — в «Геликоне». Стравинский уже звучал на этой сцене — 35 лет назад. В 1990 году в только что открывшемся театре показали оперу «Мавра».

Тень Мефистофеля

«Похождения повесы» — последняя опера Игоря Стравинского. Актуальность шедевра композитора неподвластна времени. Главный герой — Том Рейкуэлл, партию которого исполняет Сергей Абабкин. Парень не работает и мечтает, чтобы на него просто свалилось богатство. Живет он в доме Трулава (Александр Киселев), чья дочь Энн (Валентина Правдина) влюблена в юношу. Пара будто пребывает в сказочном мире, где на ровно выстриженной лужайке с гипсовыми фигурками семи гномов Энн вроде Белоснежки. Нарушает эту идиллию лишь то, что отец против, чтобы его единственная связывала свое будущее с этим бездельником.

Неожиданно, как и мечтал Том, судьба преподносит ему подарок. На их лужайке появляется таинственный незнакомец. Он представляется Ником Шэдоу (Елисей Лаптев) и утверждает, что молодой человек получил огромное наследство. Символично, что фамилия гостя переводится как «тень». Он буквально становится тенью новоиспеченного богача и внушает брать от жизни все и сразу. Деньги, молодость, развлечения — в этом и есть радость.

1

Фото: Антон Дубровский

Шэдоу оказался не душеприказчиком дядюшки, а настоящим дьяволом. Художник придумал для героя образ Мефистофеля. Черные длинные волосы, борода-эспаньолка, кожаный плащ, ботфорты на шнуровке. Ведомый им юный бездельник пускается во все тяжкие. В лондонском борделе он узнает о богатой турчанке Бабе (Ксения Вязникова). Она — бородатая некрасивая женщина, комичный персонаж, которого показывают за деньги — становится женой Тома.

Тем временем героиня Энн продолжает искренне любить Тома и надеется вытащить его из бездны. Но все ее попытки тщетны. Он живет в разврате и вседозволенности, а вдобавок — решил накормить весь мир бесплатным хлебом. Юноше приснилась машина, которая камни превращает в булки. Он захотел ее создать, Ник Шэдоу — поддержал утопическую идею и в итоге разорил друга. Все имущество продали с молотка, даже Бабу-турчанку. Это — расплата за мотовство. Мефистофель же предъявляет счет за свои услуги. Он предлагает последнюю карточную игру, если Том выиграет — отпустит.

1

Фото: Антон Дубровский

Дьявольские замыслы помогает разрушить любовь. Энн подсказывает Тому карту и тот выходит победителем, но какой ценой — обедневший повеса сходит с ума и оказывается в Бедламе. В финале девушка поет потерявшему рассудок возлюбленному колыбельную, под которую тот засыпает. Его Белоснежка из прежней жизни уходит, и ей на смену приходят многочисленные гномы, от которых не осталось прежнего очарования. Только страх.

Содом и Гоморра

«Похождения повесы» — одно из самых удивительных и многоликих творений Игоря Стравинского, — уверен дирижер-постановщик Валерий Кирьянов.

— Композитор, как гениальный стилист, играет жанрами и формами: в опере присутствуют и изящные арии da саро, отсылающие к Генделю и Моцарту, остроумные ансамбли-буфф, и даже почти бродячие уличные напевы. Все это преломляется через его неповторимый музыкальный язык, — говорит он.

1

Фото: Антон Дубровский

Стравинский взял всё лучшее от Моцарта — ясность формы, изящество письма — и пропустил через призму современности, считает постановщик Дмитрий Бертман. Режиссер превращает эту притчу в пронзительную историю о том, как легко потерять себя в погоне за призрачным счастьем, как важно оставаться человеком.

— Получилась опера, которая говорит с нами на языке XXI века, — говорит Бертман. — Но главное, опера оказалась пророческой. Созданная в 1951 году, она стала точным диагнозом нашему времени. Для меня Том Рэйкуэлл — воплощение миллионов молодых людей, наших современников, которые хотят всё и сразу: богатство, статус, легкую жизнь без обязательств. Том XVIII века и Том XXI века — один и тот же человек. Меняются декорации, остается суть: вечная борьба между духом и плотью, между высоким и низким, между любовью и эгоизмом.

1

Фото: Антон Дубровский

Декорации для спектакля создал австрийский художник-постановщик Хартмут Шоргхофер. Он соединил два мира — любви и порока — одним занавесом. На нем — голубой небосвод и белоснежные облака. И если в начале спектакля он словно искрится на солнце, то с каждой новой сценой зрители видят приближающуюся бурю. К финалу занавес уже с красными всполохами и грозовыми тучами. Особняк Тома, бордель, аукционный дом — условны. Доминантой на сцене становится подиум-стена в виде спирали. Она задает ритм происходящему на сцене.

Основная движущая и повествовательная сила спектакля — балет и хор. Новаторская хореография Эдварда Смирнова смела и эпатажна в некоторых сценах. А яркие и откровенные костюмы актеров будто сошли с гравюр Уильяма Хогарта. Они выполнены в стилистике бальных, карнавальных платьев XVIII века. Большую работу проделали художники по гриму Мария Крысенкова и Наталья Блинкова. Сложносочиненные парики, нарочито экспрессивный макияж. А какими еще могут быть постояльцы борделя? Результат — оглушительный успех. Шедевр Стравинского снова на сцене. Премьерные спектакли «Похождение повесы в «Геликон-опере» продлятся до 13 июля.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'