Добавить — не убавить: девальвацию рубля назвали ключевым риском для экономики РФ

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 21
Preview

Девальвация рубля — один из основных рисков для экономической политики России, следует из анализа экспертов ИНП РАН. Оптимальный для нашей страны курс — около 92–94 руб./$, пояснил «Известиям» один из авторов исследования Александр Широв. Сейчас российская нацвалюта стоит около 80 за доллар. Однако правительство отменило требование по продаже валютной выручки, из-за этого рубль может сильно ослабнуть к концу года. Среди других рисков — рост расходов на обслуживание госдолга выше 2% от ВВП и сокращение экспорта нефти из-за санкций. Чем это опасно для экономики страны — в материале «Известий».

Что будет с рублем в 2025 году

Девальвация рубля — это один из основных рисков для экономической политики России во втором полугодии 2025-го, следует из «Краткосрочного анализа динамики ВВП», который провели эксперты института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН («Известия» изучили документ). Как пояснил редакции один из авторов материала, директор организации Александр Широв, приемлемый для нашей страны курс — 92–94 руб./$.

В Минэке сообщили «Известиям», что для экономики в первую очередь важна предсказуемость курса.

Трехзначный курс делает импорт более дорогим — в таком случае повышается стоимость ввоза иностранного оборудования и комплектующих, объяснил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Это, в свою очередь, влечет за собой раскручивание инфляции, которая в июле была и так достаточно высокой — 8,8%.

Как следствие, Банк России опять начнет ужесточать свою денежно-кредитную политику (ДКП) и повышать ставку, полагает эксперт. С октября 2024-го по июнь 2025-го регулятор держал ключевую на рекордном уровне в 21% — лишь после этого он начал череду снижений. На последнем заседании в июле ЦБ понизил ставку до 18%.

Раскручивание инфляции и слишком жесткая ДКП ведет к нестабильности инвестиционных процессов и затрудняет финансовое планирование бизнеса, считает Александр Потавин.

Однако правительство всё же заинтересовано в относительно слабом рубле — в обновленном финплане власти заложили курс на уровне 94,3 за доллар. По данным ЦБ на 28 августа, он составлял 80,44 рублей за доллар — с начала года нацвалюта окрепла почти на четверть. При курсе ниже 92 рублей уменьшаются доходы нефтегазовых экспортеров и сокращаются бюджетные поступления, напомнил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

По итогам первых семи месяцев 2025-го недостача казны составила порядка 4,9 трлн рублей против запланированных на весь год 3,8 трлн на фоне снижающихся нефтегазовых доходов и слишком крепкого курса.

Тем не менее к концу года курс будет в среднем около 88–94 за доллар, полагают опрошенные «Известиями» эксперты. Важным индикатором здесь станет отмена обязательной продажи валютной выручки экспортерами в середине августа. Такое решение было принято потому, что валюты в стране сейчас достаточно. При этом курс из-за этого шага будет снижаться, отметил профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Гордиенко.

Риски для экономики в 2025 году

Эксперты ИНП РАН назвали и другие риски для экономической политики — они связаны с поиском баланса между наращиванием госдолга и увеличением стоимости его обслуживания.

Согласно финплану на 2025-й, власти заложили стоимость обслуживания госдолга в размере 1,5% ВВП. В этом году она может оказаться выше, потому что при планировании бюджета прошлой осенью Минфин предполагал менее высокую траекторию ключевой ставки ЦБ — около 15%, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— В целом такой уровень стоимости обслуживания госдолга считается вполне умеренным — для сравнения: в США в 2025-2026 годах он ожидается вблизи рекордного значения в 3,2%. Кроме того, у России всё еще очень низкий по мировым стандартам уровень госдолга — менее 20% ВВП, — подчеркнула эксперт.

Как уточнил Владимир Чернов из Freedom Finance Global, умеренным считается госдолг до 30–40% ВВП, а цена его обслуживания — до 2% ВВП.

Ольга Беленькая уточнила: если госдолг и стоимость его обслуживания растут быстро, то приходится тратить больше средств из казны на эту статью, сокращая при этом финансирование экономики и социальной сферы. Также возрастает уязвимость бюджета к экономическим шокам, при которых снижаются доходы и могут потребоваться дополнительные антикризисные расходы, а процентные выплаты по долгу нужно осуществлять всё равно.

«Известия» направили запрос в Минфин о том, какой рост стоимости обслуживания госдолга там считают критическим.

Еще один риск связан с бюджетной консолидацией, то есть с сокращением расходов казны. Как пояснила Ольга Беленькая, есть два варианта: уменьшение как всех статей трат, так и отдельных, менее приоритетных направлений. Первый случай крайне нежелателен, ведь при нем предполагается в том числе сокращение соцвыплат.

О втором варианте упоминал министр финансов Антон Силуанов — здесь важно приоритизировать расходы на ключевые направления, такие как оборона, социальная сфера и технологическое развитие. Риски такого решения в том, что придется откладывать реализацию перспективных проектов, уточнила Ольга Беленькая.

В то же время остается существенная опасность, связанная с возможным сокращением экспорта нефти и нефтепродуктов в результате введения вторичных санкций со стороны США на потребителей российских углеводородов. Например, 27 августа уже вступили в силу пошлины штатов в 50% против Нью-Дели.

Однако вероятность окончательного прекращения закупок российской нефти крупнейшими покупателями — Индией и Китаем — чрезвычайно мала, отметил аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. Так, в Нью-Дели уже заявили, что полностью отказываться от сырья из РФ там не планируют.

— Москва занимает достаточно большой объем рынка импорта нефти как в Пекин, так и в Нью-Дели. Доля РФ при этом составляет порядка 17% в КНР и порядка 45% в Индии. Российское сырье продается с дисконтами по отношению к бенчмаркам, — пояснил он.

Опрошенные «Известиями» эксперты выделили и другие факторы, способные затормозить нашу экономику. В частности, дальнейшая изоляции от финансовых рынков, а также техническая рецессия.

Что поддержит ВВП России

В своем материале специалисты РАН выделили факторы, которые, напротив, поддержат экономический рост. Среди них — использование возможностей для международного сотрудничества, если внешние условия не будут ухудшаться. Как пояснил «Известиям» Александр Широв из ИНП РАН, сейчас на повестке дня наши отношения с Соединенными Штатами, а также продолжение сотрудничества с дружественными государствами.

Кроме того, ВВП поддержат реализация отложенного спроса обеспеченных групп населения, а также оживление кредитования. У достаточно богатых домохозяйств есть накопления, а при ослаблении ставки (а значит, и выгоды от хранении денег на вкладах) можно ждать более активного потребления. Особенно в товарах длительного пользования, например автомобилей, крупной техники, недвижимости. Это создаст импульс роста экономики в соответствующих секторах — торговли, услуг, строительстве, пояснил Михаил Гордиенко из РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Также смягчение политики ЦБ будет стимулировать рост кредитования, особенно для бизнеса и обеспеченных групп населения, обратил внимание Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объемов продаж и ускорению темпов роста экономики.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'