Китай назначил нового посла на Украине. Им стал Ма Шэнкунь — бывший заместитель руководителя департамента по контролю над вооружениями и разоружению министерства иностранных дел КНР.
Примечательно, что назначение нового посла проходило непосредственно после окончания выборов в США, на которых победил Дональд Трамп. При этом избранный американский президент обозначил намерения в кратчайшие сроки закончить конфликт на Украине и перестать накачивать вооружениями ВСУ.
Однако китайская сторона отчетливо помнит, что именно при его президентстве поставки вооружений на остров Тайвань достигли рекордных значений — $18 млрд. Вполне вероятно, что, несмотря на риторику Трампа, обозначенную как продолжение стратегии MAGA («Сделать Америку снова великой») и нацеленную на решение внутренних проблем, США продолжат накачивать остров вооружениями, разыгрывая «тайваньскую карту» и отвлекая Китай от решения своих задач.
О Ма Шэнкуне известно не так много. Он родился в провинции Шаньдун в 1969 году, откуда родом сам Конфуций. Выпускник факультета английского языка. Кроме того, у господина Ма есть бакалаврские степени в области искусствоведения и права. Его трудовой путь включал в себя непосредственную работу в различных структурах МИД КНР, а также в постоянном представительстве Китая в Женеве.
Наиболее значимым для нового назначения стал его последний пост. Непосредственно до вступления в должность посла КНР на Украине Ма Шэнкунь занимался вопросами международного контроля над вооружениями, проблемами разоружения, нераспространения, а также глобальной и региональной безопасностью. Скорее всего, он в том числе отслеживал американские поставки вооружений на Тайвань. Вполне закономерно, что господин Ма продолжит работу по отслеживанию западных поставок вооружений, но уже на территорию Украины.
Политика Вашингтона в области накачки определенных стран-агрессоров вооружениями в значительной степени рутинизирована и поставлена на поток, поэтому в случае эскалации на тайваньском направлении, даже несмотря на смену администрации, предполагается, что Вашингтон будет вести себя схожим образом. То есть КНР не исключает возможности «украинского сценария» на восточном направлении и ведет активную превентивную работу.
Примечательно, что бывший посол Китая на Украине Фань Сяньжун, занимавший этот пост с февраля 2020 года, был русистом, выпускником факультета русского языка. Но, к сожалению, с учетом антироссийской политики украинского режима голос китайского представителя — русиста — на Украине не может быть услышан.
Назначение «западника» подчеркивает стремление находить точки соприкосновения с западными хозяевами украинского режима, с которыми, видимо, и придется иметь дело китайской стороне на Украине.
С самого начала кризиса Китай разработал для себя выверенную позицию, которая, с одной стороны, предполагала нейтралитет, с другой — показывала активное стремление Пекина разрешить сложившуюся ситуацию при помощи мирных переговоров.
Среди его ключевых инициатив вспомним выпущенный в феврале 2023 года мирный план из 12 пунктов, где была обозначена позиция Пекина по политическому урегулированию украинского кризиса. Инициатива была положительно воспринята в Кремле, однако на Западе не встретила должного энтузиазма.
В апреле 2023 года Китай начал раунды «челночной дипломатии». Их лидером стал уважаемый специалист, большой знаток и любитель России — бывший посол КНР в РФ Ли Хуэй. В поисках разрешения кризиса он посещал Россию, Украину и западные страны (Польшу, Францию, Германию). Однако его усилия также не увенчались успехом из-за нежелания наших оппонентов слышать отличную от своей позицию.
Не только Китай, но и другие страны, представляющие мировое большинство, активно участвовали в проработке возможных решений. В частности, вспомним, как в 2023 году африканские государства (ЮАР, Сенегал, Уганда, Египет, Республика Конго и Замбия) выступали с собственной мирной инициативой, которая также была поддержана и услышана в Москве.
На данном этапе наиболее перспективными видятся совместные усилия Бразилии и Китая. В мае 2024-го был достигнут консенсус между этими странами по политическому урегулированию украинского кризиса. Их мирный план включал в себя шесть основных пунктов. Стороны выступали за скорейшую деэскалацию, возобновление прямого диалога и проведение равноправной мирной конференции.
Осенью 2024 года Китай приступил к продвижению совместной инициативы на глобальном уровне. В сентябре было проведено заседание платформы «Друзья мира» на полях Генассамблеи ООН. Новая платформа нацелена на распространение мирной инициативы Китая и Бразилии и выглядит вполне перспективно на фоне других закрытых для России форматов.
В общем и целом, назначение нового посла — не русиста и специалиста в области контроля над вооружениями — способствует решению внутренних задач Китая, а именно — моделированию возможной эскалации в Восточной Азии по «украинскому сценарию». В Китае через подобное назначение дают понять, что отчетливо понимают, кто на самом деле стоит за украинскими авантюрами.
Наиболее перспективным решением украинского кризиса Пекин для себя видит распространение совместной инициативы Китая и Бразилии. Эти страны потенциально представляют голос мирового большинства и готовы услышать и скорректировать свои позиции, учитывая мнение России. И Пекин, и Бразилия нацелены на реальную деэскалацию ситуации, понимая, что справедливый мировой порядок и процветание других государств возможны лишь при отсутствии давления и отказа от агрессивных принуждающих практик Запада.
«Мир, основанный на правилах», движется к своему закату, а «освобождение» других государств от принуждения и давления будет способствовать лишь появлению дополнительных возможностей для мирового развития, хотя они и будут сопровождаться неизбежными «кризисами» роста.
Автор — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа ИКСА РАН
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора