Денежный сорняк: кто и как наживается на борьбе с борщевиком в России

РЕН ТВ 14 часов назад 26
Preview

Сергей Савостьянов/ТАСС

На этой неделе завершается громкий судебный процесс над бывшим заместителем министра обороны. Тимур Иванов, отвечавший за строительство, признан виновным в растрате в особо крупном размере, легализации преступных доходов, связанных с присвоениями средств на сумму в 216 миллионов рублей и выводом почти 4 миллиардов из банка "Интеркоммерц". 

По решению суда он проведет 13 лет в колонии общего режима, у него изымут квартиру на Поварской улице в центре столицы стоимостью в 115 миллионов, жилой дом в Красногорске, который оценили в 8 миллионов, денежные средства на общую сумму почти в 70 миллионов рублей. Так же он лишен званий и нескольких государственных наград. Иванов считался одной из самых влиятельных фигур в военном ведомстве, сам он был уверен, что относится к числу неприкасаемых. 

Жил на широкую ногу и не скрывал этого. Роскошный автопарк из раритетных автомобилей, особняк в Чистом переулке, оформленный на фирму-"прокладку". А чего стоят скандалы, связанные с его женой, которая даже после начала СВО продолжала отдыхать на самых роскошных курортах Европы, да и сам Иванов, как уверяют некоторые источники, несмотря на все понятные риски, все равно покидал Россию, чтобы провести время на дорогих курортах в Индийском океане. Бывший заместитель министра обороны выслушал приговор с улыбкой. Его адвокаты собираются обжаловать решение суда, считая его слишком суровым.

Однако в обществе многие, напротив, считают, что Иванов легко отделался. Некоторые напоминают, в условиях военного времени за такое полагается высшая мера наказания. Смертной казни у нас нет, но вполне возможно, что в итоге Иванову предстоит провести за решеткой весь остаток жизни. В отношении экс-замминистра не так давно возбуждено еще одно дело - о взятках на сумму почти в полтора миллиарда рублей. Если вина будет доказана - к 13 годам может добавиться еще столько же, если не больше. 

У коррупции есть одно очень интересное определение. Это бизнес, цель которого нелегально заработать как можно больше на абсолютно легальных процессах. И неважно, о каком уровне идет речь. Коррупционные схемы можно выстроить не только на строительстве масштабных объектов или серьезных финансовых проектах, но и на самых обычных сорняках. Как выяснила корреспондент Александра Мостовая, даже борщевик может превратиться в настоящее денежное дерево, способное убить одних и принести многотысячные доходы другим. Подробнее – в "Итоговой программе с Петром Марченко".

Тысячи тендеров и миллиарды из бюджетов

Борщевик захватывает все новые и новые территории страны. Государство тратит на борьбу с ним миллиарды рублей ежегодно. Тысячи тендеров, десятки подрядов. Ядовитый бизнес, на котором зарабатывают ушлые бизнесмены.  

Бизнесмен Изгар Касимов сначала прячется от нашей съемочной группы в авто, а потом резко давит на газ, пытаясь сбить с ног.

Компания Касимова "Фурама" получила госконтракт на борьбу с борщевиком в городе Кадников. Сотни тысяч рублей потрачены из бюджета в рамках госконтракта. Но ядовитое растение продолжает захватывать город и окрестности.

"С "Фурамой" мы работали в 2023 году, мы расторгли договор. Они были поставлены в реестр недобросовестных поставщиков. И заниматься деятельностью на протяжении двух лет они не имеют права", – сказали РЕН ТВ собеседники.

Кадр из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

"Как раковая опухоль, которая разрастается. Если человек по долгу службы на "отвали" работает – борщевик такого не прощает", – заявила активистка общественного движения "Антиборщевик" Мария Попова.

Зато с каждым годом расцветает бизнес тех, кто обещает уничтожить сорняк, но своих обязательств так и не выполняет.

Борщевик Сосновского – самый агрессивный вид сорняка. Ядовит, его сок вызывает страшные ожоги. Житель столичного региона пытался бороться с растением сам. Попал в НИИ Склифосовского, 80 процентов ожогов тела.

Регионы, страдающие от борщевика

Распространяется борщевик стремительно. Один зонтик – до 20 тысяч новых семян. В подмосковном посtлке Битца ядовитый сорняк оккупировал сразу несколько участков. Ядовитый сорняк повсюду, растет он очень активно. Для сравнения, рост корреспондента 176 см, а рядом растущие экземпляры выросли до 2–4 метров.

Кадр из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

Больше всего страдают Подмосковье, весь Северо-Западный федеральный округ, Пермский край, Поволжье. Новгородская область утопает в ядовитых кустарниках. И это при том, что на их уничтожение регион в прошлом году получил 40 миллионов рублей. В деревне Новоселицы борщевик повсюду. Это прошлогодние ветки. Длина растения – 2,5 метра. Округ в зарослях, местные жители в страшных ожогах.

Контракты на борьбу с борщевиком

Подряд на уничтожение борщевика в Угловском поселении Новгородской области получило ООО "Янус". Еще одна компания Изгара Касимова. Работу даже взяла на контроль местная администрация. Там говорят: денег было мало.

"В этом году у нас получится обработать порядка 35 гектаров, 35 гектаров – это ничто", – утверждает глава Угловского городского поселения Новгородской области Юлия Иванова.

А может быть, дело в том, кому достаются контракты? Уничтожение сорняка – процесс трудоемкий. Его выкорчевывают, опрыскивают гербицидами. Гигантские территории приходится обрабатывать с помощью спецтехники.

Кадр из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

А кто регулирует деятельность?

Но способен ли на эту работу тот или иной подрядчик, обычно не проверяют. Их деятельность никак не регулируется.

"Нет каких-то специальных проверок, специальных требований к лицам, которые выполняют данные работы. Поэтому потенциально, действительно, абсолютно любая организация (может выполнять работы. – Прим. РЕН ТВ)", – отмечает директор Исследовательского центра надлежащих закупочных практик Алексей Федоров.

Вот сайт компании "Интурист", которая обещает избавить от борщевика. Судя по документам, основной профиль компании – хостелы. Один из них – в столичных Печатниках.

Владеет хостелом, судя по данным СПАРК, Александр Лебединский. Человек творческий. Бизнес совмещает с музыкой.

Или вот "Энергостроймагнит" из Перми. Основная сфера деятельности – строительство детских площадок. Но в портфеле компании сразу три госконтракта на уничтожение борщевика. Общая сумма – 107 миллионов рублей. Руководителя фирмы Артема Айдиняна мы встречаем в офисе компании.

Кадр из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

"Как раз в этом я и заработал, больше никто не заработал", – сказал он.

"Вы заработали на уборке борщевика?"

"Я свой процент забрал", – уточнил Айдинян.

То есть строительная компания, по сути, была посредником в борьбе с ядовитым растением. И кто контролировал исполнение работ – большой вопрос. В этом году борщевик снова заполонил все вокруг.

"Большинство подрядчиков, наверное, не работают. Не в два раза он увеличивается, не в три, а, может, даже больше", – говорит житель Перми Руслан Пыльнев.

В прошлом году контракт на уборку борщевика с "Энергостроймагнитом" заключал региональный Центр развития агробизнеса. Он и должен был следить за исполнением работ. Руководство успело смениться. Бывший директор Ольга Салатанова отвечать на наши вопросы отказалась.

"Все интервью даются через пресс-службу губернатора", – сказала бывший директор ГКУ "Центр развития агробизнеса" Ольга Салатанова.

Нынешний руководитель Центра Ольга Камина говорит, что ничего не знает.

"Я исполняю обязанности с октября прошлого года", – ответила и.о. директора организации Ольга Камина.

Кадр из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

Как призвать чиновников и компании к ответу

При этом из регионального бюджета Пермского края на уничтожение борщевика в прошлом году выделили 110 миллионов рублей. Внушительные суммы на борьбу с сорняком потратили и в Подмосковье. 47 миллионов – в Химках, Мытищах и Королеве. 21 – в Талдоме, еще 26 – в Сергиевом Посаде.

Андрея Буевича называют "борщевым магнатом страны". В прошлом году заключил контрактов на 60 миллионов рублей. Не исполнил, правда, и половины.

Почти 6 млн заработал в Лотошинском округе. Именно с этим районом связано первое уголовное дело об откатах на борщевике. Фигурантом уголовного дела стала семья экс-депутата, руководителя муниципального предприятия "Благоустройство".

Владимир Мизикин отдал подряд на уничтожение ядовитого сорняка своей супруге Марине. Из бюджета получили два миллиона рублей. На химикаты потратили только 140 тысяч. Мы нашли несостоявшегося подрядчика.

"Мы выиграли контракт. Я миллион 528 (тысяч рублей) перевела ему на его счет, все. У меня приговор полтора года", – сказала Марина Мизикина.

Кадры из "Итоговой программы с Петром Марченко", РЕН ТВ

Деньги пришлось в бюджет вернуть. Теперь Мизикины с приговором суда и в разводе. Марина заявляет, что сегодня у бывшего коммунальщика романтические отношения с главой района Екатериной Долгасовой. Она уже 13 лет у власти. Активно ведет соцсети.

Мы отправили несколько запросов на интервью с главой, которые остались без ответа. А потом случайно встретили Екатерину Долгасову на улице Лотошина. В компании Владимира Мизикина. Почему Лотошино до сих пор утопает в зарослях борщевика, глава района так и не ответила.

Чаще всего к ответу призвать не удается ни чиновников, ни недобросовестных подрядчиков. Зато жителям деревень и дачникам могут выкатить штраф, если на их участках растет борщевик. И все это при том, что на борьбу с ним из бюджетов тратятся десятки миллионов рублей. 

 

Читать в РЕН ТВ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'