Сотрудничество между Россией и Китаем может стать хорошим примером для других стран БРИКС с точки зрения перехода на расчёты в национальных валютах. Об этом в эксклюзивном интервью RT рассказал глава Минфина РФ Антон Силуанов по итогам прошедшего в Бразилии саммита группы. По его словам, на долю рублей и юаней уже приходится 90% всех торговых операций между Москвой и Пекином, а взаимный товарооборот при этом продолжает расти. Такая форма партнёрства доказала свою надёжность и независимость от западных кредитных организаций, отметил Силуанов. Помимо этого, министр рассказал о том, какие финансовые механизмы Россия предлагает странам — участницам Нового банка развития БРИКС для снижения санкционных рисков.
— Антон Германович, в прошлом году вы говорили о том, что инвестиции Нового банка развития (НБР) БРИКС в Россию заморожены, но механизм их возобновления уже подготовлен. Когда инвестиции могут возобновиться и от чего это будет зависеть?
— Действительно, Новый банк развития реализовывал в России ряд проектов. В основном они носили гуманитарно-культурное назначение и были направлены, например, на модернизацию коммунальной инфраструктуры и развитие исторических городов. После февраля 2022 года эти инициативы были приостановлены из-за санкционных рисков.
Российская Федерация, как надёжный заёмщик, продолжила выполнять все свои обязательства. При этом отмечу, что устав НБР не предусматривает приостановку проектов в странах — участницах банка на основе решений третьих государств. Тем не менее мы понимаем всю настороженность НБР и поэтому готовы предложить свои механизмы взаимодействия, без использования западной инфраструктуры или валют тех стран, что ввели против нас ограничения. Это позволило бы минимизировать риски санкций и обезопасить от них Новый банк развития.
Мне кажется, мы нашли такой вариант. Дело даже не в том, что Российской Федерации необходимы деньги, а дело в принципе. Сейчас мы продолжаем финансировать эти проекты из федерального бюджета, но важно, чтобы выполнялись принципиальные договорённости, достигнутые при создании НБР, о том, что в первую очередь должны учитываться интересы стран — акционеров.
На прошедшей встрече этот вопрос обсуждался. Мы договорились в ближайшее время найти решение и принять необходимые механизмы, которые бы не подпадали под действие каких-то ограничений, санкций и тем самым сводили бы на нет все риски для НБР.
— Могли бы вы чуть подробнее рассказать об этих механизмах и о том, как страны — участницы БРИКС отреагировали на предложения России?
— Мы, как Российская Федерация, столкнулись с рядом рестрикций. Это ограничения и в расчётах, и в депозитарном обслуживании (поскольку Euroclear и Clearstream наложили санкции), и в страховании (когда мы задействовали возможности перестраховочных услуг со стороны крупных страховых компаний).
Все эти западные рестрикции введены против нашей страны. И теперь для беспрепятственной реализации стоящих перед нами задач и для предоставления услуг, которыми пользуются наши торговые партнёры и бизнесмены, необходимо создать систему, не зависящую от западной инфраструктуры, поскольку она оказалась к нам недоброжелательна.
Поэтому Российская Федерация предложила создать собственные механизмы — для проведения трансграничных расчётов, покупки ценных бумаг (облигаций и акций инвесторами из одной страны в другой без задействования западной инфраструктуры), а также для перестрахования. Такие механизмы обсуждались на прошедшей встрече, и по целому ряду из них принято решение.
Мы говорили о вопросе создания перестраховочной кампании. Говорили о хорошей инициативе бразильской стороны по созданию гарантийного института на базе НБР для привлечения большего числа кредитов в целях реализации инфраструктурных проектов в странах БРИКС. Страны высказались за то, что создание таких институтов целесообразно. Этим решением мы и будем руководствоваться в нашей дальнейшей работе в рамках финансового трека содружества БРИКС.
— Сейчас в БРИКС идёт разработка платформы для расчётов в национальных валютах. При этом если говорить, например, о торговле России с Китаем, то ещё 2018 году доля взаиморасчётов в рублях и юанях во взаимном товарообороте составляла около 80%, а по итогам 2024-го превышала 90%. Как можно использовать российский-китайский опыт для создания единой схемы перехода на национальные валюты между странами и партнёрами БРИКС?
— Доля расчётов в национальных валютах в торговле с Российской Федерацией постоянно увеличивается. Действительно, сейчас в товарообороте с нашим основным торговым партнёром — Китайской Народной Республикой — 90% расчётов приходится на наши валюты. Этот вид расчётов показал свою надёжность и независимость от каких-либо западных кредитных организаций, которые, как выяснилось, могут в любой момент приостановить платежи.
Мы используем наши надёжные банки, которые выстроили между собой корреспондентские отношения и теперь обеспечивают торговые расчёты между нашими странами. А мы видим, что за прошлый год товарооборот с КНР вырос, и надеемся, что в текущем году эти цифры товарооборота также сохранятся и будут дальше расти.
Поэтому выстраивание прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями стран БРИКС — это одно из условий обеспечения товарооборота расчётами и денежными средствами. Думаю, что пример российско-китайского сотрудничества в части расчётов хороший, и мы его задействуем в целом ряде других стран вместе с использованием цифровых финансовых активов и других инструментов в расчётах во взаимной торговле.