Все, наверное, уже в курсе, что в своем инаугурационном спиче Трамп не сказал ни слова ни про Россию, ни про Украину. Часть комментаторов усмотрела в этом некий знак и символизм, и принялась строчить на коленке далеко идущие выводы и прогнозы сомнительной, как по мне, прогностической ценности.
Сам по себе этот факт не значит ровным счетом ничего. Ну, кроме того, разумеется, что таким образом 47-й президент США продемонстрировал традиционный американский центропупизм. Мол, по ту сторону океана земли нет. Есть только мы, и Панамский канал.
Впрочем, не стоит лепить из Трампа ни черта, ни героя-супермена-избавителя от войны. Думаю, что и сам Трамп в глубине души уже не рад, что в свое время так неосмотрительно сделал столь неосторожное обещание и теперь вертится как уж на сковородке, не имея реальной стратегии и не зная, как выкрутиться.
Оттого вполне ожидаемо, и Украина и Россия пока что делают вид, что никакого Трампа нет, и явочным порядком реализуют свои прежние стратегии. Кто-то расширяет интенсивность и глубину ударов по российским тылам, а кто-то методично шаг за шагом подбирается к «фортецям» Часов Яр, Покровск и Торецк.
Как долго у сторон получится действовать на автопилоте в режиме прежней повестки, зависит от самого Трампа и от его способности предложить новую, более качественную повестку и заставить перестать себя игнорировать. Найдет он соответствующие аргументы и убедительные кнуты и пряники для сторон – что-то получится. Не найдет – будет как всегда.
Именно осознание этого обстоятельства и сподвигло Трампа на написание неожиданно резкого, хотя и в корректных рамках, без привычного для европейцев, украинцев и прежней американской администрации перехода на оскорбления, визг и ультразвук, обращения к руководству России, размещенного, также по традиции последних месяцев, на личной страничке Трампа в его же частной соцсети Truth Social.
Для облегчения понимания Трамп даже не поленился выделить ключевое в своем послании капслоком. Для тех, кто в танке, в общем. Итак, читаем «послание Дональда к россиянам»:
«Я не хочу сделать больно России. Я люблю русский народ и всегда имел очень хорошие отношения с президентом Путиным, несмотря на всю клевету, которую распространили о России радикальные левые. Мы никогда не должны забывать, что Россия помогла нам выиграть Вторую мировую войну, потеряв при этом почти 60 000 000 жизней.
При всем при этом я собираюсь оказать России, чья экономика рушится, и президенту Путину очень большую услугу. Договоритесь сейчас и ПРЕКРАТИТЕ эту нелепую войну! ДАЛЬШЕ БУДЕТ ТОЛЬКО ХУЖЕ. Если мы не заключим «сделку», причем в ближайшее время, у меня не останется другого выбора, кроме как установить высокие налоги, пошлины и санкции на все, что Россия продает Соединенным Штатам и другие страны, которые участвуют в этом процессе.
Давайте покончим с этой войной, которая никогда бы не началась, если бы я был президентом! Мы можем сделать это легким или трудным путем — и легкий путь всегда лучше. Пришло время «ЗАКЛЮЧИТЬ СДЕЛКУ». БОЛЬШЕ НИ ОДНОЙ ЖИЗНИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОТЕРЯНО!!!».
В общем, оставляя за скобками милую демонстрацию походя американского превосходства («вы помогли нам победить»), смысл послания ясен, как пень: прекращайте СВО, а не то будет хуже. Что именно поплохеет, не раскрывается, но намек ясен как пень: экономические санкции. Еще более жесткие, чем при Байдене, хотя, куда уж жестче.
Ну, допустим. И что – это и есть тот самый гениальный мирный план, которым последние полгода минимум компостировали мозги читателям газет и зрителям телеканалов по всему миру? Думаю, не ошибусь, если предположу, что нет – перед нами не план, а пристрелочная пока что демонстрация «кнута» России. С расчетом на то, что в Москве намек поймут.
Не менее показательно и то, что в тексте отсутствуют любые намеки на военную составляющую этого самого «кнута». Только экономика и ничего больше. Никаких поставок Украине какого бы то ни было смертоносного железа, о чем любила порассуждать администрация Байдена. И тем более – никаких разговоров про отправку войск, о чем любят говорить натовцы из континентальной Европы.
Понятное дело, Трампу совсем не с руки начинать свое президентство с развязывания на ровном месте очередной ненужной его избирателям войны, тем более в ситуации, когда он громогласно обещал за 100 дней покончить со старой.
Нет, конечно, память у избирателя, как у рыбки гуппи, и превращение Трампа на марше в Байдена 2.0 схавали бы, но для этого нужно время. Чтобы новые, более актуальные инфоповоды вытеснили старую повестку, чтобы задающие нынче тон в медийке «коты Леопольды» успели разочароваться и перековались в «ястребов войны». Скажем, годик-полтора. Но точно не сейчас. При прочтении поста бросается в глаза привычный для Трампа-бизнесмена, но плохо работающий в политике, особенно когда разговор идет не с вассалами, а на равных, подход, сравнимый с заключением кредитного договора банка с клиентом.
Вот Трамп – это банкир, его дело всунуть вам в руки распечатанный экземпляр уже составленного не вами договора, вносить изменения в который вы не вправе. Ваше дело маленькое – прочитать и согласиться. И хорошо бы еще внимательно вчитаться в написанное мелким шрифтом. Или не согласиться, но тогда «будет хуже» – банк не даст денег.
В таком тоне Трамп вполне мог бы вести разговор с Панамой и даже с Данией. С Россией, боюсь, это вызовет лишь недоумение. И не потому, что Россия такая сильная и непобедимая, а потому, что Россия знает себе цену, имеет амбиции и последние подкреплены какой-никакой «амуницией», с которой воленс-ноленс приходится считаться.
Теперь все зависит от того, что скрывается за туманными намеками на страшные экономические санкции. Но это уже вопрос не к политэкспертам, а скорее – к профильным экономистам и финансистам, больше знающим о реальном состоянии российской экономики, угрозах ей и реальной степени ее выносливости перед лицом этих угроз.
И еще. Не нужно быть Вангой, чтобы предположить, что в самом ближайшем будущем нечто подобное по тональности, но уже несколько с другим содержанием, будет предъявлено в сторону Украины. Так сказать, для равновесия «кнутов».
Весь вопрос в том, кто первым на это поведется. Потому что свои риски есть у всех. Если киевские риски – через какое-то время остаться один на один ( Европа не в счет) с Путиным в ситуации нехватки не только денег и оружия, но и пушечного мяса, то российский риск – новая массовая мобилизация, о которой все чаще говорят в околовоенных кругах и без которой, как принято считать, невозможна резкая интенсификация продвижения войск на фронте. Надеюсь, не нужно объяснять, в чем состоят риски мобилизации.
С другой стороны, в окружении и Путина, и Зеленского достаточно людей, советующих банально пересидеть Трампа, дождаться, когда его энтузиазм к этой теме перегорит, и он, с его холерическим темпераментом, будет вынужден переключиться на что-то другое, более актуальное. А в том, что такая вероятность есть, сомневаться не приходится.
Трамп не из тех, кто годами методично бьется головой об стену. Украинская тема в его повестке во многом вынужденная, доставшаяся от обоих предшественников, а душа и помыслы самого Трампа – в совсем другом регионе планеты. И чем сильнее будет буксовать украинский кейс, чем сильнее он будет вязнуть в болоте взаимных проволочек и мелкого саботажа, чем иллюзорнее будет нахождение устраивающего всех компромисса, тем сильнее будут усталость и раздражение хозяина Белого дома от этой темы в целом. И желание сбыть ее кому угодно – хоть проверенным «рептилоидам» из американского дипстейт, хоть Евросоюзу, лишь бы с глаз долой.
Ну и, возвращаясь к теме с возрастом. Идея «пересидеть» Трампа, при всей кажущейся авантюрности, не так уж и недостижима. Просто напомню, что Путин во главе России пересидел уже шестерых американских президентов, включая и «первого» Трампа. И к моменту, когда Трампу придет пора прощаться с Овальным кабинетом, все равно по возрасту будет моложе коллеги Дональда.
Так что, резюмируя. Положа руку на сердце, реальным ограничителем российских амбиций на Украине является вовсе не Трамп, а ресурсные возможности самой России – тянуть ли и дальше столь затратную во всех смыслах военную кампанию. Но это уже тема для другого разговора.