
С развитием интернет-технологий в 90-е годы и появлением множества веб-сайтов появились люди, способные их взламывать. О том, как сейчас идут цифровые войны и об участии в них русских хакеров рассказал читателям "Царьграда" специалист по информационным технологиям и руководитель проекта "Кибер Москва" Григорий Пащенко.
По его словам, когда в цифровое пространство вошли коммерция и политика, стали появляться люди, которые обладают знаниями и компетенциями больше, чем рядовой пользователь. Некоторые использовали свои компетенции просто для того, чтобы развлекаться. Например, они могли зайти на какой-нибудь сайт и повесить там смешную картинку. И ждать реакции: об этом заговорят, можно обрести какую-то популярность.
Это были такие добрые шутки,
- поясняет Пащенко.
Другие же взламывали серверы, чтобы мстить или воровать данные. Например, доказать другой компании, что их компании круче. Это были уже взломы на заказ. В то время как раз и пошло разделение: есть белые хакеры и кракеры. По словам эксперта, слово "хакер" приобрело отрицательный оттенок с подачи СМИ. Изначально хакер - это не взломщик. Это тестировщик, специалист высокого уровня, постоянно совершенствующийся, занимающийся самообучением и саморазвитием.
А есть кракер, это как раз-таки чёрная сторона хакера, которая всё взламывает, вредит, занимается шантажом, мошенничеством и всем прочим,
- объяснил специалист.
По его словам, белый хакер – это, по сути, человек, который обладает навыками и компетенциями, но он их направляет на благо. Например, если он изучает чей-то сайт на предмет уязвимости, он напишет об этом администратору, скажет: здравствуйте, я такой-то, я изучаю ваш сайт, я нашёл у вас уязвимость, она у вас выглядит вот так и так, пожалуйста, примите к сведению, всего доброго, до свидания. Может попросить за это вознаграждение. Так это и было в начале нулевых, когда хакеры пытались таким образом заработать честные деньги.
Сейчас есть система, которая называется "Bug Bounty", где за уязвимости платят деньги, продолжил эксперт. Компании регистрируют свои сайты и ресурсы и официально разрешает: взламывайте. Те, кто найдёт уязвимости, получат деньги, то есть официально. Программа, конечно, спросом пользуется, но в России - не очень, потому что соотношение сумм, которые выплачивают за найденные уязвимости, очень несопоставимо.
Пащенко отметил, что белая сторона стала интереснее здесь, в России. Потому что русским хакерам сказали: вот за рубежом есть ресурсы, которые нас атакуют. Пожалуйста, взламывайте в ответ, всё будет хорошо.
Сейчас из-за этих санкций у ребят есть полномочия взламывать что-то, находящееся за рубежом. Но мы не говорим слово "взламывать", давайте будем говорить "тестировать", а то у нас будет потом проблема что-то тестировать, и при этом не получать за это обратную какую-то связь в виде наказания,
- заключил Пащенко.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: