Бразилия оказалась на пороге политического кризиса из-за суда над бывшим президентом Жаиром Болсонару. 11 сентября его признали виновным в попытке госпереворота после неудачных для него президентских выборов в 2022-м. Теперь экс-лидеру страны грозит до 43 лет тюрьмы. Болсонару уже находится под домашним арестом без возможности видеться с кем-либо, кроме адвокатов, и пользоваться мобильным телефоном. Эксперты предрекают массовые протесты в стране, на днях уже прошли многотысячные митинги. При этом во внутриполитическое противостояние вмешиваются США. О рисках общественного и политического раскола в Бразилии — в материале «Известий».
Суд над экс-президентом Бразилии
Развязка громкого дела экс-президента Бразилии Жаира Болсонару о госперевороте наступила 11 сентября, когда третья из пяти судей проголосовала за то, чтобы вменить бывшему главе государства тюремный срок. 70-летнему политику грозит до 43 лет тюрьмы. Такой приговор для экс-лидера стал первым в истории страны.
Эксцентричного Болсонару, или, как его называют, «тропического Трампа» судили за события на последних президентских выборах в 2022 году, которые он проиграл. По мнению следствия, Болсонару и его сторонники организовали госпереворот для удержания власти — при этом предполагалось якобы даже отравление нынешнего лидера страны, Луиса Инасиу Лулы да Силвы, а также убийство вице-президента Жералду Алкмина и министра Верховного федерального суда Александра де Мораеса. В последнего вообще должны были выстрелить из огнестрельного оружия. Жаир Болсонару обвинения отрицает, хотя признался следствию, что рассматривал конституционные способы остаться в президентском кресле после выборов.
Итоговые слушания по делу экс-президента начались 9 сентября, до дня икс каждый из пяти судей Верховного федерального суда должен был выразить свое мнение и проголосовать за тюремное наказание для Болсонару или против. Для принятия решения достаточно было большинства, то есть трех голосов.
За вынесение срока ожидаемо проголосовал Александр де Мораес. На протяжении четырех часов он без устали приводил доказательства виновности Болсонару в пяти преступлениях, приписываемых ему Генпрокуратурой: насильственное уничтожение демократического принципа верховенства права, попытка госпереворота, участие в вооруженной преступной организации, нанесение квалифицированного ущерба государственному имуществу, ухудшение состояния охраняемых объектов.

В своем выступлении де Мораес вспомнил и заявления экс-президента о сомнительной легитимности Верховного суда и прозрачности голосования, и атаки митингующих на здания суда, и их попытки затруднить доступ к участкам в тех округах, где лидировал Лула да Силва.
Схожая точка зрения у судьи Флавио Дино. Однако ситуация перестала быть однозначной 10 сентября, когда судья Луис Фукс выступил за прекращение следствия и назвал обвинения необоснованными. Ситуация прояснилась 11 сентября, когда спустя час после начала слушаний судья Кармен Лусия выразила согласие с двумя из пяти обвинений.
Сам Жаир Болсонару на слушаниях не присутствовал, поскольку с начала августа находился под домашним арестом. Ему запрещено пользоваться мобильным телефоном, а также встречаться с кем-то, кроме своих адвокатов. При этом, несмотря на ограничения, Болсонару ухитрился связаться с рядом сторонников из числа иностранных лидеров. Как утверждает суд, он общался с аргентинским президентом Хавьером Милеем, чтобы получить политическое убежище, а также с близким к Трампу американским адвокатом Мартином Лукой — с ним экс-президент мог обсуждать введение пошлин на бразильские товары.
Политический раскол в Бразилии
Беспрецедентный суд над экс-президентом фактически разделил страну на два лагеря: сторонники действующего президента Лулы да Силвы, его Партии трудящихся, и лагерь крайне правых во главе с Болсонару. Процесс приобрел огромное политическое значение, став ареной символических споров и глубокой социальной поляризации, утверждает старший научный сотрудник группы по оценке конъюнктуры Бразильского военно-морского колледжа Персио Глориа де Паула.
Политическая поляризация длится с 2014 года, и дело Болсонару стало катализатором для ее перехода в острую фазу. Всё началось c антикоррупционного расследования «Автомойка» в 2014-м: тогда выявились факты коррупции, что в итоге привело к импичменту Дилмы Русеф в 2016-м и аресту Лулы да Силвы в 2018-м. С тех пор противоречия между левыми и правыми только усилились.
— В ближайшее время, вполне вероятно, произойдут масштабные протесты. Его политические союзники уже поощряют уличные мобилизации. Например, во время недавних празднований Дня независимости в Сан-Паулу прошли крупные демонстрации против решения о его домашнем аресте, на них развевался огромный американский флаг. В Рио-де-Жанейро, напротив, протестующие выступили в защиту суверенитета и демократии, а также против путчистов и вмешательства США, — говорит эксперт.
Празднования очередной годовщины независимости Бразилии от Португалии пришлись на 7 сентября. В этот день одетые в желто-зеленую форму национальной сборной по футболу (отличительный знак крайне правых митингов) сторонники Болсонару вышли на улицы крупных бразильских городов. СМИ пишут о нескольких тысячах участников протеста — на фото видно, что проезжая часть и тротуары плотно заняты публикой с флагами и плакатами. На растяжках фразы «SOS Трамп», «Свобода Болсонару», «Прочь Лула».
Примечательно и обилие на желто-зеленом митинге символики США: были и люди в масках с лицом Трампа, и протестующие, завернутые в американский флаг, и призывы, обращенные непосредственно к лидеру Штатов. США напрямую участвуют в этом политическом процессе, пытаясь использовать контекст для введения пошлин и вообще всяческого давления на Бразилию.
— Такая позиция не отражает искренней заботы о демократии и свободе в стране. Это геополитический расчет, направленный на достижение коммерческих и экономических выгод в борьбе с Бразилией, и Вашингтон рассматривает Болсонару как полезного союзника благодаря его связям с Дональдом Трампом и его поддержке проамериканской и анти-БРИКС-риторики, — продолжает бразильский эксперт.
Трамп неоднократно высказывался в поддержку Жаира Болсонару, сравнивая его дело со своим собственным — осада Капитолия в январе 2021-го. Республиканец даже отправлял письмо Луле да Силве с обвинениями в жестоком обращении с Болсонару. В июле Госдеп ввел санкции против де Мораеса, тому теперь не удается получить американскую визу, а его имущество в Штатах будет конфисковано. Наконец, тарифы в 50%, введенные на бразильский экспорт в США, Трамп связал с преследованием своего единомышленника. Пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт ранее не исключила, что Вашингтон мог бы применить и военную силу в ответ на приговор Болсонару.
«Бразильское правительство осуждает применение экономических санкций или угроз применения силы против нашей демократии», — отреагировали в МИДе южноамериканской страны.
Приговор в отношении Болсонару и конфликт с США происходят в крайне невыгодное для Лулы да Силвы время, поскольку уже осенью 2026 года состоятся следующие президентские выборы.
— Я думаю, что в Бразилии есть риск дестабилизации, но всё, скорее всего, ограничится политизацией судебных событий. Возможны некоторые потрясения в формировании коалиции и перераспределении силовых блоков в президентской гонке, — считает Персио Глориа де Паула.
Впрочем, пока у правого лагеря в любом случае нет потенциального кандидата. А учитывая, что его представители, в частности сын экс-президента Эдуардо Болсонару, активно лоббировали введение санкций против Бразилии, их шансы получить народную поддержку на выборах невысоки. Многие бразильцы чувствуют себя преданными из-за позиции сына Болсонару, говорит Персио Глориа де Паула, такое поведение воспринимается как нарушение национального суверенитета.
В любом случае какой бы ни была реакция политических и общественных кругов на решение по делу Жаира Болсонару, дестабилизация в Бразилии невыгодна как странам региона, так и партнерам по БРИКС. Бразилия, которая в этом году председательствует в объединении, активно продвигает идею коллективного ответа на санкции США. Этому, в частности, была посвящена онлайн-встреча глав государств 8 сентября.
Более того, Бразилия — крупнейшая экономика в Латинской Америке и основной торговый партнер России в регионе. ВВП этой страны в прошлом году вырос на 3,4% и достиг показателя более $2 трлн. Бразилия в основном экспортирует продукты сельского хозяйства, часть из них в том числе идет и на рынок США. Любые политические и общественные потрясения могут затронуть и экономические аспекты, важные для менее развитых стран региона.