Аэропорт Толмачёво - один из самых больших в России. Но пока он так и не связан с городом железной дорогой.
В Новосибирске уже несколько лет обсуждают запуск аэроэкспресса до Толмачёво. Сейчас пассажирам нужно ехать 20 километров на автобусе или такси, чтобы добраться до центра Новосибирска.
О строительстве железнодорожных путей и запуске электрички между вокзалом "Новосибирск-Главный" и аэропортом Толмачёво начали говорить ещё в 2018 году. Губернатор региона Андрей Травников и мэр Новосибирска Анатолий Локоть подняли этот вопрос на совещании.
Тогда планировали решить транспортные проблемы отдалённых районов и сделать железнодорожное сообщение с аэропортом, признавая при этом, что запуск аэроэкспресса требует решения многих вопросов, в том числе финансовых и технических. Одним из условий было, чтобы аэроэкспресс был прибыльным.
С тех пор проект обсуждали несколько раз, но к реализации не приступали. В 2023 году Травников рассказывал, что строительство путей до Толмачёво обсуждается, и проект может быть реализован.
Он заявлял, что РЖД уже приняли решение о продлении путей. Но сроки строительства пока неизвестны.
В феврале 2023 года в пресс-службе Западно-Сибирского управления РЖД рассказали, что выделили средства на разработку технико-экономического обоснования по проекту городской электрички в Новосибирске.
В марте того же года мэр Анатолий Локоть заявил, что работа по реализации проекта началась.
Однако реализация проекта снова остановилась из-за необходимости строительства ещё одного железнодорожного моста. В июле 2024 года начальник Западно-Сибирской железной дороги заявил, что мост всё же построят, так как это приоритет для магистрали.
Это позволит частично перераспределить движение поездов и увеличить пропускную способность железнодорожного транспорта. Проектирование началось в том же году.
Эксперт Вячеслав Агапов считает, что строительство путей и запуск аэроэкспресса в Новосибирске не только необходимо, но и возможно. По его мнению, это не только сократит путь до воздушной гавани, но и разгрузит город от пробок.
При этом отмечается, существует риск, что пассажиры не захотят пересаживаться с такси на аэроэкспресс. Например, если электричка будет ходить редко.
Если же аэроэкспресс сделают по типу столичного, где поезда ходят каждые 30 минут, то он будет популярен и будет окупаться.
В Минтрансе Новосибирской области рассказали, что проектировать путь для аэроэкспресса, как и строить его, а также определять сроки, будет РЖД.
Там, в свою очередь отметили, что проект "Городская железная дорога в городе Новосибирске" проходит этап проработки и согласования, говорить о его характеристиках и сроках реализации преждевременно.
При этом холдинг "Новапорт", который управляет в том числе аэропортом Толмачёво, тоже заинтересован в запуске аэроэкспресса в Новосибирске. В компании отметили, что готовы на сотрудничество с РЖД для реализации проекта, сообщает НГС.