Согласно данным Росстата, в 2024 году сливочное масло подорожало на 36,2%, войдя таким образом в тройку товаров с наибольшим увеличением цен на продовольствие.
Остальные молочные продукты тоже не радуют покупателей - они увеличились в цене в среднем почти на 16%. Какие изменения ожидаются в ассортименте молочной продукции и ценах на неё в 2025 году?
Об этом рассказала председатель Молочного союза России Людмила Маницкая.
По словам Малицкой, за последние 5 лет производство сырого молока в стране выросло. Однако на пути укрепления сырьевой базы молочного рынка есть серьёзное препятствие - снижение поголовья скота.
К сожалению, год от года оно падает. Численность крупного рогатого скота (КРС) - на 300–400 тысяч, до полумиллиона голов ежегодно. А по дойному поголовью - на 100–200 тысяч и более в год,
- отметила Маницкая.
Этим во многом объясняются ценовые колебания на сырьевом и потребительском рынках, для сглаживания которых необходим комплекс мер по стабилизации численности как общего, так и дойного поголовья.
Фото: Freepik.com
Говоря о ценовых колебаниях, специалист указала на ряд факторов:
Есть общий рост затрат на производство по всем слагаемым себестоимости - корма, энергия, транспорт, зарплаты… Добавьте сюда влияние инфляции. Действует и сезонный фактор: осенью молоко всегда дорожает, хотя не так сильно, как минувшей осенью. Рынок становится прозрачнее, фальсификат, замена молочного жира и белка, становится всё труднее. Значит, для легального производства объективно нужно больше молока. В результате складывается такая конъюнктура: если спрос растёт, а предложение за ним не поспевает, то рынок логично отвечает ростом цен.
Маницкая с сожалением отметила, что бюджет 2025-го на сельское хозяйство будет ниже в денежном выражении.
А с учетом инфляции, роста издержек и ставок снижение окажется весьма ощутимым. Опять же, когда деньги уходят банкам, а не аграриям, на развитие реального производства денег почти не остаётся,
- подчеркнула она.
Фото: Freepik.com
По словам Маницкой, большую роль в ценообразовании играют розничные торговые сети.
"Мы неоднократно обращали внимание ФАС на то, что торговая наценка розничных сетей на молокоёмкую и хранимую молочную продукцию, такую как масло сливочное, зачастую достигает и превышает 100%, то есть увеличивает конечную цену в 2 и более раз. По нашему мнению, основная доходность от молочной продукции аккумулируется не в сфере производства, а в торговле. Поэтому основной резерв сдерживания и стабилизации цен на потребительском рынке кроется в ограничении наценок торговых сетей", - отметила председатель Молочного союза.