На Украине задержали жителя Полтавской области, застрелившего сотрудника ТЦК на автозаправке, чтобы отбить у военкомов своего родственника, которого везли на микроавтобусе в учебную часть.
"Я не думал, что он умет. Я думал, он живой. Я не хотел его убивать", – сказал житель Полтавской области в суде.
В последние дни на Украине произошла целая серия нападений на сотрудников территориальных центров комплектования. 2 февраля взрывное устройство сработало у здания ТЦК в Павлограде. Сотрудник военкомата получил ранения. Накануне взрыв прогремел в помещении центра комплектования в Ровно. Один человек погиб, еще шестеро ранены. Нападения на ТЦК происходили и раньше. И каждый раз украинские силовики заявляли, что все это – результат деятельности российских спецслужб. Рядовые украинцы, судя по комментариям в соцсетях, другого мнения. Реакция на расстрел военкома в Полтавской области шокировала даже украинских экспертов.
"90% поддерживают убийство. Вы понимаете, что это приговор! Это приговор для страны", – заявил бывший депутат Верховной рады Украины Игорь Мосийчук*.
Чем обернется для Украины проблема насильственной мобилизации? Сколько стоит "откосить" от призыва? Кто служит в ТЦК и почему они сами не на фронте? Почему за избиения и даже убийства призывников военкомов не наказывают? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Жесткие задержания призывников на Украине
"Поймай меня, если сможешь" – зрелище, которое можно увидеть на улицах любого украинского города, поселка или деревни. Сотрудники территориальных центров комплектования отлавливают призывников. Но догнать потенциального защитника родины – полдела. Например, случайные прохожие, услышав крики о помощи, отбили у военкомов очередную жертву.
В Сети ежедневно появляются новые кадры жестких задержаний призывников. Так, одного из украинцев военкомы избили до смерти, пытаясь затащить в свой микроавтобус. Также сотрудники ТЦК в буквальном смысле выкуривают потенциального призывника из машины. Отогнув дверь, военком распылил в салон перцовый баллончик. Затем полицейский поджег газ. Граждане против ТЦК – проблема стала бедствием национального масштаба.
"Украинское общество действительно близко к социальному взрыву, помимо объективных причин, то, что экономика рушится, что дела на фронте все хуже, что огромная часть населения разъехалась, огромные потери на фронте идут и так далее. Естественно, от ТЦК только все эти проблемы подогревают", – рассказал военный эксперт Алексей Гладких.
Какие приговоры выносят сотрудникам ТЦК
По закону сотрудники военкоматов не имеют права применять силу к призывникам. Но, как признают украинские эксперты, военкомов за это к ответственности не привлекают.
"Это особо тяжкое преступление. От 8 до 12 лет. Где приговоры? Где приговоры хоть одному сотруднику ТЦК?" – задается вопросом украинский адвокат Ростислав Кравец.
В аккаунте полиции Сумской области сообщается, что за избиение мобилизованного до смерти обвинения предъявлены сотруднику ТЦК. Как пишет местная пресса, через несколько дней подозреваемого выпустили с формулировкой "под личные обязательства".
В программе показаны кадры работы совместного патруля сотрудников ТЦК и полиции. Привлекать полицейских к отлову призывников стали якобы для соблюдения законности при мобилизации. По факту полицейские ловят уклонистов. Призывников пугает не только перспектива отправиться на фронт, но и отсутствие закона о демобилизации.
"Если люди будут знать, что они будут служить до инвалидности, до смерти, люди не будут идти. Если люди будут знать, что они идут служить на 2-3 года, они не будут так сопротивляться мобилизации", – считает украинский политолог Руслан Бортник.
Призывники попадают на фронт без подготовки
Отловленных на улицах украинских призывников отправляют на передовую без подготовки и боевого слаживания. Многие не умеют пользоваться ни оружием, ни средствами личной защиты.
"У каждого бойца должны быть средства индивидуальной бронезащиты. В такой комплект входят бронежилет, наплечники, защита шеи, паховой области и бедренных артерий. Каждый человек подгоняет защиту под себя так, чтобы она и не болталась, и не мешала двигаться. Тактический шлем класса БР2 защищает от мелких осколков. Но какой бы совершенной ни была бронезащита, главное условие выживания на войне – это боевые навыки, доведенные до совершенства", – поделился подробностями ведущий программы Игорь Шевчук.
Коррупция в ТЦК
Лариса Жалинская – бывший член сборной Украины по академической гребле. Как и многие спортсмены, она формально числилась служащей нацгвардии. Девушка сбежала из страны, когда из-за нехватки личного состава в ВСУ ее сослуживцев без подготовки начали отправлять на фронт.
"Люди ехали, их ставили перед фактом: вы прикомандировываетесь к ВСУ, к штурмовым подразделениям. И, как обычная пехота, эти абсолютно необученные нацгвардейцы, вчерашние срочники шли на штурм. И с этих штурмов мало кто возвращался. Еще реже – кто живым и целым", – рассказала спортсменка Лариса Жалинская.
По словам Ларисы, отправки на передовую можно избежать за взятку командованию. За 20 тысяч долларов мужчины могли демобилизоваться. Но только если у них есть медицинский диагноз, с которым и так нельзя служить.
"Если же реальных показателей по здоровью нет и у близких тоже, то ценник может составлять 30 тысяч долларов. Но, насколько я знаю, у боевых частей ценник еще выше. Женщины могли демобилизоваться по справке о мнимой беременности, то есть на самом деле не нужно для этого ждать ребенка. Но это стоит 15 тысяч долларов", – уточнила украинская спортсменка.
То, что взяточничество процветает и в ТЦК, ни для кого не секрет. Депутат Рады Марьяна Безуглая считает, что это сложившаяся система.
Украинский политик рассказывал про прейскурант взяток, известный любому призывнику.
"Если поймала ТЦК на улице, а у тебя с собой тысяча-две долларов, отдал – отпустили. Если привезли в военкомат – до пяти доходит", – указал бывший депутат Верховной рады Украины Игорь Мосийчук.
Если военкомам надо выполнить план по призыву, от мобилизации не спасет ни отсрочка, ни медицинский диагноз.
"У них существует план: необходимо с такого-то района бусифицировать определенное количество населения. Этот план четко прописан. При этом есть в плане послабления: если люди начинают откупаться, денежку давать, еще чего-то, то в этом случае по денежкам тоже план есть", – отметил военный эксперт Владимир Орлов.
Признают годными даже с диагнозом "шизофрения"
Фактов незаконной мобилизации призывников столько, что проблему признают даже сами сотрудники ТЦК.
"Человека с диагнозом "шизофрения" признали годным. Он прошел медкомиссию и отправился по маршруту мобилизации", – рассказал сотрудник ТЦК Владимир.
Девушка-блогер дозвонилась до медиков военной части, чтобы узнать, как человека с тяжелой формой параноидальной шизофрении могли призвать на службу.
"А это вопрос не к нам, это вопрос к ТЦК, к той комиссии, которая его сюда привезла. По документам ТЦК он здоровый и годен к военной службе", – ответили блогеру.
Сотрудники ТЦК не хотят на фронт
Причина рвения сотрудников ТЦК понятна: они работают по принципу "если ты не призовешь, то призовут тебя". Для них служба в ТЦК – единственный способ остаться на службе и при этом не попасть на фронт.
"В ТЦК, как правило, попадают по блату: это какие-то детки местной элиты, это люди, которые смогли проплатить денежку. В общем, такие свои ребята, свои в доску, на которых можно положиться, они точно не подведут", – отметил военный эксперт.
Украинские военные провели акцию, чтобы привлечь внимание к проблеме взяток в ТЦК. Они пришли на заседание местных депутатов с инвалидными креслами для двух народных избранников, которые купили себе отсрочки от призыва по болезни.
"Мы хотим сделать подарок нашим будущим побратимам. Я надеюсь, что их инвалидность пройдет, пока им вручат повестки. Надеюсь, мы встретимся где-то в Донбассе", – сказал военнослужащий ВСУ.
Ловят призывников любыми способами
На концерте украинской музыкальной группы "Океан Эльзы" для некоторых фанатов поход на культурное мероприятие закончился в военкомате.
"Океан Эльзы" выступал. Собрали туда людей, всех этих ярых поклонников украинской идеи борьбы с Россией. Все такие борцуны туда пришли, а следом за ними пришли тэцэкашники. И все борцы с Россией вдруг как-то стали не патриотами. Забавно, конечно, на это было смотреть, поскольку самые главные украинские патриоты первые не хотят служить в украинской армии", – обратил внимание Владимир Орлов.
Украинские эксперты признают: несмотря на все скандалы и ненависть населения, никаких изменений в работе ТЦК не происходит.
"Нельзя вылечить ТЦК. Их надо ампутировать", – считает украинский политик Мосийчук.
Масштаб проблемы будет увеличиваться по мере продолжения конфликта и наступления армии России. Украинские военные не успевают строить защитные укрепления, а значит, дыры в обороне будут затыкать мобилизованными, которых надо отловить любыми средствами.
*Игорь Мосийчук внесен Росфинмониторингом в реестр организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.