Пожалуй, никого не удивляет, что нынешняя ситуация на нефтяном рынке для Кремля не идеальна. Цены на североморскую нефть Brent колеблются на уровне 60 долларов за баррель, да и перспективы для России не радужные. Министерство финансов Российской Федерации впервые признало проблемы с формированием бюджета, когда значительно увеличило его предполагаемый дефицит с 2,6 триллионов рублей до 3,8 триллионов.
То есть ликвидная часть Фонда национального благосостояния (около 3,3 триллионов рублей) израсходуется уже в этом году. Но и это еще не окончательно, так как цены на нефть продолжают падать. Министерство финансов РФ выдает сообщения о дефиците дозированно, и поэтому окончательный дефицит может легко превысить и шесть триллионов рублей.
А ведь у нынешнего снижения цен сразу несколько причин. Первая, несомненно, заключается в неопределенности на мировых рынках из-за неясных перспектив экономики. Прежде всего, в этом виноват Дональд Трамп и его заявления о пошлинах в отношении некоторых стран, но дело не только в нем. Напряженность между Индией и Пакистаном тоже не способствует умиротворению, и возникают опасения, что мир не будет потреблять нефть, как прежде. Объявленная Трампом политика "drill, baby, drill"(бури, детка, бури) усиливает опасения насчет того, что количество нефти на рынках еще возрастет. А цель Трампа состоит именно в снижении цен на энергоносители, так как это было одним из пунктов его предвыборной программы.
Сомнительные высказывания
Однако самое большое влияние на текущие цены оказало решение ОПЕК+ увеличить добычу нефти. Не секрет, что главную роль в этом решении сыграла Саудовская Аравия, которая недовольна тем, что некоторые члены картеля не выполняли свои обязательства по сокращению добычи прежде. Чаще всего в этой связи упоминались Казахстан и Ирак, но не только они. Кроме того, некоторые государства, например, Бразилия, США, Канада и Аргентина, не входят в картель и воспользовались ситуацией, когда ОПЕК+ сокращал добычу для ее повышения. В результате члены картеля теряли свои позиции, уступая не членам или "обманщикам" из своих же рядов.
Российская роль в этом оставалась туманной, и как минимум вначале поступали сообщения о том, что саудиты не довольны и российскими действиями, а особенно тем, что "теневой флот" практически не поддается никакому контролю. Добычу теперь повышают потому, что расходы на производство нефти в Саудовской Аравии значительно ниже, чем в других странах, и поэтому даже при низких ценах добыча будет прибыльной. А вот в других странах расходы куда выше. Конечно, о цене безубыточности никто не болтает направо и налево по понятным причинам, но, по приблизительным оценкам, она достигает 2,8 доллара за баррель у Саудовской Аравии и 60 долларов у США при добыче из сланцев.
В случае России следует разделять низкие расходы на старых месторождениях (около 20 долларов за баррель) и высокие на новых (около 40 долларов). Также надо учитывать, что эти цифры взяты из официальных заявлений руководителей Российской Федерации, в том числе Владимира Путина, и поэтому сомнительны. По мере того как совершенствуются технологии, сокращается и цена безубыточности. Правда, история порой противоречит всем правилам. Так, низкие цены на нефть держались на протяжении всех 80-х и большей части 90-х годов. Не стоит забывать и о том, что влияние нефтяного картеля с 70-х годов значительно ослабло, и его возможности "менять" цены ограничены.
Новые проблемы на горизонте
Пока российский бюджет выдерживает такую стратегию, но если период низких цен затянется, могут возникнуть новые проблемы. Нефтяные и газовые доходы обеспечивают до четверти всех поступлений. Но подобное утверждение — скорее бухгалтерский трюк, чем отражение реальности. С нефтью также связаны и цены на газ, а кроме того, часть его промышленности включена не в нефтяную, а, например, в химическую промышленность. Таким образом, спад цен может повлечь куда более серьезные последствия, чем предполагает Министерство финансов Российской Федерации.
Кроме того, действует правило, что чем дешевле нефть, тем большую скидку России приходится предлагать. Ведь если покупатель может найти более дешевую нефть у другого продавца, то зачем ему покупать у "токсичной" России? Сейчас скидка на Uralsпо сравнению с североморской нефтью колеблется на уровне 15 долларов за баррель. Однако в российский бюджет заложена цена нефти (смесь Urals и более качественной и дорогой ESPO в соотношении 77 к 28) в размере 70 долларов за баррель. Сейчас же стоимость российской нефти не превышает 50 долларов за баррель, то есть разница налицо. Кстати, уже и министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что всем придется привыкнуть к более скромной жизни.
Против российского бюджета играет не только собственно цена на нефть и ее объемы, но и тот факт, что российский рубль значительно укрепился по сравнению с прошлыми годами. Сейчас за доллар дают 82 рубля, что намного меньше, чем запланированные 96,5 рублей за доллар. Проще говоря, Россия не только получает меньше долларов, но и еще и получает меньше и за эти доллары.
Что менее очевидно, так это показатели российских компаний. Налогообложение российских нефтяных компаний основано на базовой стоимости нефти, которая относительно мало меняется вне зависимости от цен. Сейчас прибыль "Лукойла" резко сократилась, а "Роснефть", главная "политическая нефтяная компания, работает в убыток. Так что государственный бюджет — это еще отнюдь не вся картина положения дел в России. Нефтяные компании, особенно принадлежащие государству, могут создавать дефицит, который на первый взгляд скрыт, но в будущем создаст проблемы.