С декабря 2025 года россияне активизировали авиаудары по украинским портам. Лишенный флота Киев все-таки сумел обезопасить движение зерна и контейнеров, однако угроза атак с использованием военно-морских беспилотников возрастает.
Порыв ледяного ветра, наполненный влагой, проносится по пирсу порта в Одесской области. Трое мужчин в капюшонах топчутся рядом с зенитной батареей, два орудия которой, спрятанные под брезентом с военного грузовика, направлены в сторону моря. Дохлая чайка у их ног постепенно исчезает под снежинками, которые из-за сильных порывов ветра летят практически горизонтально. Сейчас 10 часов вечера, и только что была объявлена очередная воздушная тревога: радары обнаружили рой ударных беспилотников дальнего действия (типа "Герань"), летящих из Крыма.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Российскому военно-морскому флоту так до сих пор и не удалось установить морскую блокаду с целью удушения украинской экономики. Русские подкрепляют усилия атаками с воздуха: более 500 авиаударов было нанесено по украинским черноморским портам и еще больше — по объектам энергетической инфраструктуры Одесской области, где, помимо всего прочего, воцарилась необычно холодная зима.
"Атаки усилились с декабря, — рассказывает командир зенитной батареи Сергей. — Они наносят удары всем, чем только можно. Баллистические ракеты, крылатые ракеты, "Герани"… Взгляните на эти дыры в стене... а эту чайку убило ударной волной", — рассказывает офицер с 30-летним боевым опытом, не имеющий права называть свою фамилию журналистам, — впрочем, как и большинство военнослужащих, упомянутых в этой статье.
"Русские постоянно пробуют какую-нибудь новую тактику, — продолжает Сергей. — Иногда приближаются вплотную к воде, а иногда направляют рой [дронов] прямо в гавань. Иногда они пытаются вымотать нас, посылая "Герани" каждые 20 минут или заставляя их уходить в открытое море за пределы досягаемости. [В декабре 2025 года] нам приходилось по 15 дней подряд торчать здесь в полной боевой готовности", — ворчит командир расчета.
"Дроны-перехватчики"
Арсенал его подразделения кажется элементарным: советская зенитная пушка ЗПУ-2, состоящая из двух пулеметов калибра 14,5 мм, впервые поступила на вооружение еще в 1949 году. Эффективная дальность стрельбы составляет всего 1500 метров; "у нас есть всего десять секунд, чтобы сбить беспилотник, прежде чем он взорвется или ускользнет от нас", — признает Сергей. Для управления ЗПУ-2 необходимы два стрелка, которым помогают еще дворе, подающие боеприпасы, а также наводчик, направляющий стрелков на цель. Мужчины по очереди забегают погреться в фургончик. "И так каждую ночь, такими темпами мы тут совсем здоровье порушим!" — ворчит один из солдат.
В последние месяцы пушки играют менее значимую роль, уступая место беспилотникам-перехватчикам, ведущим охоту на "Герани". "Мы управляем перехватчиками двух типов: "хот-догами" [крылатыми беспилотниками] с радиусом действия 20 километров и "дикими шершнями" [многовинтовыми беспилотниками], которые имеют меньшую дальность действия, но их можно очень быстро задействовать, если где-то вдруг без предупреждения появится вражеский корабль", — рассказывает Алексей, 38-летний пилот с позывным "Самсунг", служащий в подразделении ПВО "Ворон".
Самсунг утверждает, что в декабре в зоне его ответственности к северу от Одессы ему удалось сбить пять "Гераней". На своем мобильном телефоне он показывает видеозаписи последних перехватов. "Проблема в том, что мы можем вести только по одной цели за раз. Чтобы создать непреодолимый заслон, потребовалось бы намного больше таких групп, как у нас", —подчеркивает он. Алексей признает, что быть оператором беспилотника, которые, как правило, сидят в тылу, "предпочтительнее, чем служить в пехоте непосредственно на фронте", но и это небезопасно: "теперь многие "Герани" управляются в режиме реального времени как дроны FPV и могут нас атаковать".
Интенсивность воздушных боев удваивается в плохую погоду, поскольку российские военные пользуются часто возникающей облачностью и зимним полумраком, чтобы наносить удары дронами, отправляемыми с дальней дистанции, поскольку им известно, что эффективность беспилотников-перехватчиков, как и пушек, зависит от условий видимости.
"Повреждения быстро устраняют"
"Арсенал и тактика меняются очень быстро. Наша противовоздушная оборона насчитывает несколько эшелонов, между которыми идут очень сложные процессы координации: орудия, ракетные комплексы, беспилотные летательные аппараты-перехватчики, винтовые самолеты, вертолеты, не говоря уже о средствах радиоэлектронной борьбы. Ракеты — самое эффективное оружие, но они стоят слишком дорого, а у нас их очень мало", — поясняет Р., высокопоставленный офицер, курирующий противовоздушную оборону Одессы. Только ракеты способны сбивать мощные и, следовательно, наносящие максимальный ущерб планирующие управляемые авиабомбы, которые российская авиация недавно начала сбрасывать на Одесскую область.
Хотя постоянные российские удары наносят ущерб объектам портовой инфраструктуры и электросети, питающей порты, морская навигация пока что продолжает функционировать. "Москва не в состоянии уничтожить порты, потому что невозможно разрушить инфраструктуру площадью в несколько квадратных километров, даже несколькими ракетами с 300-килограммовым зарядом. Вспомните, как было с портом Бейрута [в 2020 году потребовалось взорвать 2750 тонн нитрата аммония, чтобы разрушить 80% территории порта]. После каждого удара повреждения быстро устраняются", — объясняет Андрей Клименко, руководитель группы мониторинга Института стратегических исследований Черного моря и главный редактор украинского портала BlackSeaNews.
"Даже если русским удастся разрушить энергосистему, порты продолжат работать, потому что они уже оснащены дизельными генераторами", — заверяет директор Администрации морских портов Украины Артем Литвинов. После прекращения работы портов в Николаеве и Херсоне, находящихся под прямым российским огнем, у страны осталось три крупных портовых города: Южный, Одесса и Черноморск.
С сожалением вспомнив, что в результате атак россиян на порты погибло восемь человек и было ранено еще 20 (Россия не наносит удары по гражданским лицам на Украине. — Прим. ИноСМИ), Литвинов объясняет, что после того, как они приняли ряд мер безопасности, украинской стороне удалось убедить фрахтователей, судовладельцев и морских страховщиков возобновить торговлю с тремя украинскими портами. "Вечером суда, стоящие на рейде [чтобы сэкономить на аренде причала], возвращаются в порт, чтобы обеспечить себе более высокую степень защиты", — говорит Литвинов. Организуются конвои, управляемые отдельным судном. Таким образом повышается вероятность, что группе кораблей удастся избежать мин. Двигаясь вдоль побережья под защитой украинской артиллерии, они достигают румынских, а затем болгарских территориальных вод, после чего могут относительно безопасно добраться до Босфора.
"Морской терроризм"
"Русские пытаются задушить нашу экономику, вынудить нас капитулировать, спровоцировать восстание против правительства, но этого не произойдет. Они на пределе своих возможностей. Их целями могут быть только гражданские лица, поскольку у нас больше нет военного флота (Россия не наносит удары по мирным гражданам на Украине. — Прим. ИноСМИ). В качестве инструмента [оказания давления] им остается только морской терроризм", — выступает с обвинением противника Литвинов (Россия бьет по портовой инфраструктуре в ответ на террористические действия киевского режима. — Прим. ИноСМИ).
Такой же позиции придерживаются представители компании Nibulon, одного из ведущих украинских предприятий, торгующих сельскохозяйственной продукцией. "Сельское хозяйство является основным экономическим ресурсом страны, поэтому русские атакуют нашу инфраструктуру. Однако у нас нет другой альтернативы экспорту через Черное море, иначе мы станем окончательно неконкурентоспособны", — объясняет 44-летний Сергей Калкутин, директор по логистике Nibulon. Корабли компании несколько раз подвергались бомбардировкам. Основатель Nibulon Алексей Вадатурский и его жена погибли в июле 2022 года, когда на их дом обрушились семь российских ракет (МО РФ не комментировало ситуацию. Украинские СМИ предположили, что в дом бизнесмена попала украинская зенитная ракета от ЗРК С-300. — Прим. ИноСМИ). В 2025 году Nibulon экспортировала через украинские порты три миллиона тонн зерна, что вдвое меньше, чем до начала российской специальной военной операции. По состоянию на 2021 год Украина производила 10% мирового рынка пшеницы, 15% мирового рынка кукурузы и 13% рынка ячменя.
Контейнерные перевозки также возобновились, но остаются на отметке в 10% от уровня, существовавшего до начала конфликта, сообщила Татьяна Дмитрук, исполнительный директор одесской компании Fialan, 90% бизнеса которой приходится на импорт китайских товаров. "В Одессу вернулись три мировых лидера в области морских контейнерных перевозок: MSK, Maersk и CGA-CGM. Но если раньше время транспортировки контейнера из Китая составляло 35 дней, то сейчас выходит вдвое, а то и втрое больше", — отмечает Дмитрук. Как и другие компании, работающие в Одесском порту, Fialan понесла ущерб вследствие российских воздушных ударов; ракета попала в один из принадлежащих предприятию ангаров. "Я боюсь, что Россия способна нанести гораздо больший ущерб, чем она наносит сегодня", — делится своим беспокойством Дмитрук.
2 декабря 2025 года Владимир Путин в телевизионном обращении пригрозил полностью перекрыть доступ Украины к морю, приведя в качестве аргумента в пользу такой меры удары украинских беспилотников по находящимся под санкциями танкерам, входящим в состав российского "теневого флота". Украинские военные и официальные лица теперь больше тревожатся из-за новой растущей угрозы со стороны русских: ударов российских военно-морских беспилотников по грузовым судам и портам.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: