«Был фанатично предан клубу»: на 80-м году жизни скончался легендарный администратор «Спартака» Хаджи

RT Russia 4 часов назад 24
Preview

В возрасте 79 лет ушёл из жизни Александр Хаджи. Будущая легенда клуба пришёл в «Спартак» в начале 1980-х и проработал на должности администратора 25 лет, после чего занимал пост генерального менеджера. Как рассказала его дочь, причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность, при этом незадолго до смерти ему ампутировали ногу. Как экс-футболист «Динамо» попал в стан красно-белых и почему недолюбливал Валерия Карпина — в материале RT.

«Боролся за жизнь до конца»

За последнюю неделю спартаковская семья понесла две тяжёлые утраты. Сначала ушёл из жизни фотограф коллектива Александр Ступников, а несколько дней спустя не стало и многолетнего администратора команды Александра Хаджи. Легенда клуба был назначен на эту должность в 1983 году и занимал её вплоть до конца 2008-го, а после трудился генеральным менеджером. Ему было 79 лет.

«За время работы в нашем клубе он завоевал с ним 11 золотых медалей чемпионов страны, семь серебряных, три бронзовых и выиграл четыре Кубка страны. С 2022 года Александр Леонидович был членом Комитета ветеранов «Спартака»... ФК «Спартак Москва» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким покойного», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте красно-белых.

Непосредственной причиной смерти Хаджи стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. По словам дочери бывшего администратора «Спартака», в последние годы тот перенёс четыре инфаркта. Прощание с Александром Леонидовичем пройдёт в понедельник, 15 сентября.

«Вообще, папа очень любил жизнь. Улыбался и радовался каждому её мгновению. Боролся за жизнь до конца», — цитирует «Матч ТВ» Светлану Хаджи.

Как рассказал бывший генеральный директор «Спартака» Юрий Заварзин, в последние годы жизни Хаджи страдал не только от проблем с сердцем. Так, незадолго до кончины он лишился ноги.

«Я контактировал с ним недели две-три назад. У него же была проблема — ему ампутировали ногу. Гангрена началась, из‑за чего такая операция потребовалась. И вначале вроде ничего по самочувствию было. Я разговаривал с ним как раз после операции примерно месяц назад. Может, он был в послешоковом состоянии, но мы нормально с ним поговорили. Возможно, он ещё не всё оценивал. Но потом ему стало хуже. Уже после этого он трубку не брал. Сожалею очень. Дочка с ним рядом была всё время», — сказал Заварзин.

Как признался экс-функционер, в последнее время проблемы со здоровьем всерьёз сказывались на Хаджи. При этом он не прекращал трудиться и посещать всевозможные мероприятия, хотя делать это самостоятельно уже был не в силах.

«Жалко. Он был так фанатично предан клубу, и мы были много лет с ним знакомы, работали вместе... Он работал много с ветеранами спартаковскими, активный образ жизни вёл. Бодрячком был и по голосу, и по тяге к жизни... Пессимистом не был в телефонных разговорах по крайней мере. Не с поникшей головой воспринимал жизнь в том виде, в котором она стала», — добавил Заварзин.

Рядом с Хаджи всю свою карьеру в «Спартаке» провёл и легендарный Егор Титов. Будущий капитан красно-белых попал в основную команду в 1995-м и выступал за неё вплоть до 2008-го — практически до ухода Александра Леонидовича с поста администратора. Не перестал он поддерживать с ним связь и после.

«К сожалению, у Александра Леонидовича были проблемы со здоровьем. И в последнее время он находился в больнице. Мы очень близко и постоянно общались с ним по телефону. Уходят великие люди. Того «Спартака», который был в 90-е, уже нет. Ушли из жизни начальник команды Валерий Жиляев, оператор Александр Святкин, Георгий Александрович Ярцев. Хочется сказать, что надо дорожить тем «Спартаком». Живы Олег Иванович Романцев, Ринат Файзрахманович Дасаев. Есть та плеяда, которая может рассказать о той команде. Поэтому цените время, которое было. Грустно и печально, что люди, с которыми я работал и познавал эмоции от чемпионств, Лиги чемпионов, матчей за сборную, уходят из жизни. В первую очередь у меня на ум приходит Александр Леонидович Хаджи. Он был правой рукой Олега Романцева и Константина Бескова на протяжении 30 лет, и всегда был в топе. Александр Леонидович заслужил достойные проводы, и, надеюсь, что сегодняшний «Спартак» это понимает», — заявил Титов «Спорт-Экспрессу».

Тепло о нём отзывался и ещё один символ «Спартака» — Андрей Тихонов, который был знаком с Хаджи с момента прихода в московский коллектив.

«Он был отличным и улыбчивым человеком, всегда нас поддерживал. Все годы, которые я провёл в «Спартаке», он был душой клуба, очень близким человеком к Олегу Ивановичу Романцеву. Он был патроном команды! Очень жаль... Время идёт, уходят люди... Но это жизнь», — сказал Тихонов.

«Самым любимым человеком» в клубе его назвал и бывший голкипер москвичей Анзор Кавазашвили. По его словам, Хаджи был предан спартаковскому делу и глубоко уважаем всеми.

«Нам было приятно сидеть рядом с ним и слушать его замечательные, умные предложения, которые он всегда выдвигал на наших собраниях. Я знаю, что это шло на протяжении двух месяцев, у него была болезнь. Получилось так, что он болел одним, а операцию сделали по поводу другого. Я разговаривал с ним, когда он лежал в больнице, и он с гордо поднятой головой успокаивал меня, что будет всё нормально, это говорит о его мужестве, говорит о нём как о спартаковце, как о замечательном друге», — подчеркнул Кавазашвили.

Пришёл в «Спартак» при Бескове и выигрывал с Романцевым

За свою карьеру в «Спартаке» Хаджи успел поработать со многими известными специалистами, но выделяются на общем фоне две фигуры — Константина Бескова и Олега Романцева. В эпоху первого из мэтров он был назначен на должность администратора, а при правлении второго поучаствовал в завоевании десяти титулов чемпиона страны и четырёх кубков. Кстати, сам Александр Леонидович признавался, что трудился в клубе ещё с 1980-го, но официально был устроен лишь три года спустя, так как не состоял в партии. Решить этот вопрос ему помог не кто иной, как один из первых руководителей красно-белых, легендарный Николай Старостин.

«Он и сам беспартийный был. Старостин долго ко мне присматривался. Как-то три часа со мной сидел в машине, всю подноготную выведал. Спрашивал: «Ты идёшь с любовью в «Спартак»? Не обманываешь, что за нас болел?». А я до 17 лет жил в Новодевичьем монастыре, там из келий сделали коммунальные квартиры. Рядом — «Лужники», так весь двор болел за «Спартак», — признавался Хаджи в интервью «Спорт-Экспрессу».

По словам экс-администратора, в коллективе он занимался буквально всем: билетами, питанием, проживанием спортсменов на выездах, логистикой, а поначалу даже стирал форму. Кстати, за это его однажды жёстко раскритиковал Бесков, причём сам Хаджи был не виноват. Как он сказал, при определённом свете белые трусы приобретали желтоватый оттенок, что и разозлило наставника.

В историях для книги Романцева «Правда обо мне и «Спартаке» Хаджи признавался, что у Бескова был очень сложный характер, нередко случались трения и со Старостиным. При этом он сам очень тепло относился к великому тренеру, ведь был обязан как футбольной карьерой (именно он привёл его в команду ФШМ), так и работой в красно-белом клубе. Тем не менее, после отставки Константин Иванович обиделся на него — полагал, будто он знал о готовящемся увольнении, но ничего не сказал.

«В конце работы Константина Ивановича мне было непросто. Я работал рядом со Старостиным, а у него к тому моменту очень сильно испортились отношения с Бесковым. Константин Иванович мне как отец. Я в честь него и сына, и внука назвал. Он меня привёл в футбол, выбрав из 14 тыс. мальчишек. В общем, Николай Петрович знал о моём отношении к Бескову и при мне ничего плохого о нём не говорил. И о его возможной отставке я тоже ничего не знал», — признавался Хаджи.

При этом со сменившим его в 1989-м Олегом Романцевым у них сложились исключительно тёплые отношения. Тем не менее, два года спустя Хаджи чуть было не остался в Праге, так как автобус с командой уехал без него. У новоиспечённого наставника было железное правило: опоздавших не ждать, а после матча со «Спартой» таковым оказался администратор, вынужденный тащить огромный баул с формой. Тем не менее, проблем удалось избежать — на такси он добрался до аэропорта раньше остальных.

В то же время Романцев помог Хаджи пережить смерть близкого человека — в 1995-м на мотоцикле разбился его сын.

«Костя был профессиональным водителем, не пил, не курил. А тут случилось несчастье. Взял прокатиться у знакомого и въехал на полной скорости в бетонную стену Малой арены «Лужников». Я тогда был в Германии, решал вопросы по форме вместе с гендиректором клуба Ларисой Нечаевой. Мне туда позвонили, я срочно вылетел. Меня встретили в аэропорту, всё организовали, провели к машине. Романцев встретил и потом две недели от меня не отходил. Готов был помочь чем угодно. Ночевал у меня. Вот что значит настоящий друг», — признавался Александр Леонидович.

Был Хаджи рядом и в тот момент, когда Романцев уходил из «Спартака» в 2003-м. За год до этого он продал акции клуба Андрею Червиченко и перестал занимать пост президента, о чём крайне не любил распространяться. А перед финалом Кубка России с «Ростовом» дал резонансное интервью, в котором заявил о деструктивной деятельности нового руководителя. После победы он отказался фотографироваться с командой, а вскоре был отправлен в отставку.

«В 2003-м году мне на какой-то момент показалось, что Червиченко и Романцев нашли общий язык. Они встретились в клубе, поговорили. И потом — раз: это знаменитое заявление Романцева. И всё: финал. Мы выиграли Кубок, и Иваныч ушёл. Он тогда даже на награждение не пошёл. Я побежал за ним: «Иваныч, пойдём, сфотографируемся». «Нет, не хочу», — и ушёл», — рассказывал Хаджи.

Про других наставников «Спартака» он отзывался уже не так комплиментарно, причём чуть ли не больше всех досталось Валерию Карпину. К тому моменту Хаджи уже покинул должность администратора и стал генеральным менеджером. Кстати, именно при Карпине закончилось его многолетнее пребывание в «Спартаке». Хотя от поездок с футболистами его отстранил ещё Станислав Черчесов.

«Карпин разрушил структурные образования в клубе. Он даже не понимал, что делает. Повариха работала 40 с лишним лет, кормила ещё Симоняна с Парамоновым. Карпин решил, что она не так готовит, надо по-другому. Убрал оператора нашего. Человек жил этим делом, а Карпин сказал, что он не нужен. Как не нужен? А как ты будешь показывать ребятам, что они плохо сыграли? Не было своего оператора! Всех врачей и массажистов поменял, хоть люди полностью отдавались, были влюблены в «Спартак». Единый коллектив дышал вместе, а всё это нарушили. Не бывает настоящего без прошлого, не говоря уже о будущем. Меня он убрал так же, только одним из последних», — говорил Хаджи в интервью «Матч ТВ».

 

Читать в RT Russia
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'