На прошлой неделе президент США Дональд Трамп заявил, что Америка возобновит испытания ядерного оружия "на равных" с Россией и Китаем. Это заявление вызвало недоумение как у его собственных чиновников, так и у руководства этих стран. Возобновление испытаний боеголовок нарушит тридцатилетний мораторий, установленный крупнейшими ядерными державами. После того как Владимир Путин с гордостью продемонстрировал две новые системы доставки оружия, это заявление усилило опасения, что мир вступает в новую гонку ядерных вооружений. Хотя значительная часть архитектуры контроля над вооружениями времен холодной войны уже разрушена, такое заявление вызывает беспокойство.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Заявление Трампа, по всей видимости, стало ответом на слова Владимира Путина о проведении испытаний двух новых носителей ядерного оружия — крылатой ракеты большой дальности "Буревестник" и подводного беспилотного аппарата "Посейдон", который, как утверждается, способен опустошить прибрежные районы с помощью радиоактивной приливной волны. Президент России отметил, что оба оружия могут преодолевать существующие системы противовоздушной обороны. Это заявление было сделано в ответ на план президента Трампа по увеличению американской ПРО до масштабов "Золотого купола".
Трамп, вероятно, хотел подчеркнуть, что Соединенные Штаты намерены провести испытания систем доставки, а не боеголовок. Однако в телевизионном интервью, которое он дал в минувшие выходные, он, кажется, дал понять, что имел в виду ядерное оружие. Министр энергетики США заявил, что Вашингтон продолжит испытания систем, включающие "неядерные взрывы".
И тем не менее возвращение к испытаниям боеголовок в США было бы шагом назад. Это создало бы условия, благоприятные не только для России и Китая, но и для других ядерных держав, стремящихся модернизировать свое оружие. Кроме того, это могло бы подтолкнуть неядерные государства к разработке собственных ядерных систем.
Это также подорвало бы один из немногих оставшихся механизмов контроля над вооружениями между США и Россией. Соглашения, ограничивающие системы противоракетной обороны (призванные укреплять взаимное сдерживание) и ракеты средней дальности, больше не действуют. В феврале истекает срок действия нового договора СНВ-III, который ограничивает количество развернутых стратегических боезарядов до 1550 с каждой стороны. Путин предложил продлить соглашение на один год "без всяких условий"; Вашингтон, хоть и отреагировал позитивно, но официально не предпринял никаких шагов.
После того как специальная военная операция России на территории Украины вновь подняла вопрос ядерного оружия и разрушения систем контроля над вооружениями, гонка за новыми технологиями и постоянные разговоры об испытаниях вызывают все большее беспокойство. Удивительно, но, по данным американской разведки, вероятность того, что Россия применила бы ядерное оружие в конце 2022 года, если ее войска будут отступать на Украине, оценивалась как 50 на 50.
Долгосрочный стратегический баланс между Россией и США может быть нарушен в связи с усилением Китая как ядерной державы. По оценкам Пентагона, к 2030 году арсенал Пекина может вырасти примерно с 600 боеголовок до более чем 1 000. Трамп стремится привлечь Китай к участию в будущих соглашениях о контроле над вооружениями. Официальные лица США обеспокоены тем, что по количеству развернутых боеголовок, разрешенных новым договором СНВ-III, российский и китайский арсеналы вскоре могут превзойти их собственный. Пекин отказался от участия в переговорах, заявив, что у него гораздо меньше оружия.
Грабеж по-брюссельски: Еврокомиссия заставляет Бельгию отдать Киеву российские деньги
Тем не менее, несмотря на свои возражения против ограничения числа боеголовок, Китай заинтересован в том, чтобы участвовать в усилиях по предотвращению бессмысленной многосторонней гонки вооружений. Известно, что Пекин уже призывал к сдержанности в частном порядке. Ядерное оружие не только пугает своей мощью, но и обходится слишком дорого.
Как бы ни было оправдано недовольство Дональда Трампа действиями Путина в вопросе прекращения конфликта на Украине и какой бы ни была позиция Китая на данный момент, президент США должен сотрудничать с Москвой в вопросе продления СНВ-III, чтобы восстановить контроль над вооружениями. Ранее он заявлял, что это — его приоритетом. Достижение заметного прогресса в этом направлении стало бы гораздо более эффективным способом получить Нобелевскую премию мира, к которой он стремится.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: