Предрассветные часы в историческом Подольском районе. Теплый свет из окна пекарни-бистро "Спельта" пронизывает темноту за окном. На посыпанной мукой деревянной столешнице пекарь Александр Куценко умело разделяет и формирует мягкие, влажные куски теста. Когда он отправляет первые буханки в печь, пространство наполняется сладким, нежным ароматом свежего хлеба.
Через несколько секунд гаснет свет, печи включаются, комнату окутывает темнота. 31-летний Куценко выходит на морозную улицу, включает большой прямоугольный генератор, и электричество снова появляется. Он повторит эти действия много раз, пока идут систематические бомбардировки украинских электростанций.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
"Сейчас невозможно представить, как нам вести бизнес без генератора", — рассказывает соучредитель бистро и главный пекарь Ольга Гринчук. Затраты на приобретение и эксплуатацию генераторов, чтобы пережить перебои с электроснабжением — лишь одна из многих проблем, с которыми сталкивается украинский бизнес после почти четырех лет вооруженного конфликта.
28-летняя Гринчук открыла свою пекарню через 10 месяцев после того, как Россия начала полномасштабные боевые действия в 2022 году. Той зимой Москва впервые атаковала украинскую энергосистему. Хозяйка признается, что они сейчас едва ли понимают, что значит работать в "нормальных условиях", но с такими трудностями, как за последние месяцы, ее коллектив сталкивается впервые. На текущий момент они зависят от бесперебойной работы дизельного генератора во дворе, который потребляет топлива минимум на 700 гривен (16 долларов) в час.
"Мы работаем от генератора от 10 до 12 часов ежедневно. У нас нет фиксированного графика отключений, приходится адаптироваться и одновременно заправлять его по мере необходимости", — рассказывает Ольга Гринчук.
52-летняя Ольга Насонова, руководитель аналитического центра "Рестораны Украины", говорит, что отрасль переживает самый сложный период за последние 20 лет. Хотя предприятия готовились к отключениям электроэнергии, никто не ожидал настолько холодной зимы. Тяжелее всего пришлось небольшим кафе и семейным заведениям — у них изначально не бывает больших бюджетов на оснащение.
Франшиза Best Way to Cup — сети кофеен, которые сами заготавливают и перемалывают зерна, — еще одно киевское заведение, оказавшееся на грани закрытия. Ее основатель, 33-летняя Яна Билым рассказывает журналистам, что в августе прошлого года рядом с их кофейней разорвался российский снаряд, ударной волной выбило все окна и стеклянные двери. Только на ремонт они потратили 150 тысяч гривен (3,4 тысячи долларов), половину из этих денег пришлось срочно брать в кредит, который только сейчас удалось полностью погасить.
В январе, когда начались ежедневные обстрелы украинских электростанций и ТЭЦ, в обоих заведениях франшизы сначала отключилось водоснабжение, потом перестала работать канализация. "Мы были вынуждены закрыться. Надеемся, что это временно. К сожалению, в декабре и январе предприятия работают в убыток", — сказала Билым. Теперь ей приходится регулярно проверять кофемашину и специальные холодильники, которые, как она опасается, могут не выдержать морозов. Яна мечтает, что скоро все возобновит работу. Ее муж недавно ушел добровольцем на передовую — она хочет, чтобы ему было где работать, когда супруг вернется к мирной жизни.
Многие предприятия стали "спасательным кругом" для городов, страдающих от резкого похолодания. Украинское правительство разрешило им работать даже в условиях комендантского часа, чтобы предоставлять гражданам доступ к электроэнергии. Тут они могут зарядить мобильные телефоны и другие гаджеты для нормального существования. В других заведениях им дают возможность выпить стакан горячего чая и хотя бы ненадолго погреться, пока вокруг лютуют морозы.
"Сердце" украинской энергетики остановилось. Киевский режим в отчаянии идет ва-банк
Основательница бренда Rito Group, 61-летняя Татьяна Абрамова, занимается пошивом дизайнерской трикотажной одежды для мужчин и женщин. Она открыла свой модный дом в 1991 году, став одной из первых кутюрье на территории независимой Украины. Сегодня коллекции RITO участвуют в международных показах мод, их экспортируют в западные страны, включая США. Чтобы стабилизировать работу швейных фабрик, владелец вынуждена была купить 35-киловаттный генератор стоимостью 500 тысяч гривен (11,5 тысяч долларов) и дровяной котел, который теперь обеспечивает бесперебойную подачу отопления на предприятии.
"На работе у нас есть отопление, вода, свет, и мы есть друг у друга", — рассказывает журналистам Абрамова. Однако поддерживать все это непросто. Работа от генераторов обходится на 15-20% дороже, чем использование обычной электроэнергии. Отсюда — увеличение производственных затрат на аналогичную сумму. Кроме того, количество реальных покупателей за последние месяцы уменьшилось почти на 40% — многие украинцы покинули страну, и теперь единственным каналом для привлечения новых клиентов стали онлайн-площадки.
"Рентабельность упала примерно на 50%, отчасти из-за отключений электроэнергии, — продолжает Абрамова. — Это влияет как на объем, так и на эффективность нашей работы. Мы просто не можем работать так же интенсивно, как раньше".
Макроэкономический прогноз Киевской школы экономики на первый квартал 2026 года гласит, что в настоящее время наиболее острым краткосрочным риском для ВВП страны являются сбои в энергосистеме. Согласно опубликованному анализу, если бизнесу удастся адаптироваться, потери производства ограничатся примерно 1% или 2% ВВП. Однако есть все риски, что этот показатель будет втрое выше.
Татьяну Абрамову спасает то, что она предприниматель с 30-летним опытом. За два месяца ее модный дом потратил более 100 тысяч гривен (2,3 тысячи долларов) на топливо для дизельного генератора и дровяного котла. При этом кутюрье отказывается перекладывать финансовые тяготы на своих покупателей. "Сейчас для нас главная цель — не быть максимально эффективными, а выжить", — подытожила она.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: