Около 10 млрд рублей российские регионы потратили на закупки гомеопатических и фитопрепаратов, а также других лекарств, которые не входят в клинические рекомендации. Это следует из анализа закупок за 2024 год. В числе наиболее популярных препаратов — те, куда входит календула: в обоснованиях закупок говорится, что она, в частности, поможет при вирусной пневмонии. А для пациентов с раком носоглотки покупали, например, подорожник, аир, арнику, кору дуба, перечную мяту, ромашку и шалфей. О том, как регионы обосновывают закупки и почему врачи могут не следовать официальным рекомендациям по лечению болезней, — в материале «Известий».
Что купили регионы
В 2024 году в России потратили 16,2 млрд рублей на закупку лекарственных средств, которые не входят в клинические рекомендации по лечению заболеваний. Согласно отчету аналитической компании «Б3-Мед», больше всего подобных препаратов закупили в Якутии, Удмуртии, Чечне, Карачаево-Черкесии, Дагестане, а также в Архангельской и Ленинградской областях, Ставропольском и Красноярском краях, а также на Чукотке.
Около 10 млрд из этих 16 млрд рублей — это, например, гомеопатические средства, БАДы и фитотерапевтические средства, даже средства «без действующего вещества», которые тем не менее выписывались для пациентов с онкологическими и другими серьезными диагнозами.

Например, для людей с онкологическими заболеваниями закупались гомеопатические и фитопрепараты. Для пациентов с нейроэндокринными опухолями приобретали цветы, листья и экстракты березы, зверобоя, пижмы и расторопши. Для лечения рака носоглотки — аир, арнику, кору дуба, перечную мяту, пихту, ромашку, шалфей и валериану — в целом на 13,5 млн рублей.
Опрошенные «Известиями» онкологи отметили, что при лечении рака категорически не рекомендуется прописывать препараты, которые могут изменить действие основного лекарства, это касается и трав.

— Все перечисленные средства не имеют доказанной эффективности, не входят в клинические рекомендации, и их использование может негативно сказаться на процессе лечения, — подтвердил онколог Игорь Утяшев. — Бесполезно и применение гомеопатии при онкозаболеваниях.
Около 19 млн регионы потратили на препараты с подорожником. Его закупали для пациентов с синдромом раздраженного кишечника, психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением никотиносодержащих продуктов, а также для беременных. Очень популярными стали и закупки препаратов, в которых содержится календула. На них потратили почти 9 млн рублей. На препараты с алтеей потратили 7,4 млн рублей.

Сейчас в России нет строгого регламента, который ограничивает закупку препаратов, не входящих в клинические рекомендации, напомнил основатель «Б3-Мед» и терапевт Евгений Коровин.
— Но такие закупки привлекают внимание, так как вместо эффективной терапии бюджетные средства тратятся на лекарства, которые мало изучены и могут причинить вред здоровью пациента, — сказал он. — Логичнее направлять средства на клинические исследования лекарств с низко доказанной эффективностью или на закупку проверенных препаратов.
По словам Евгения Коровина, использование фитопрепаратов или БАДов может привести, например, к поражению печени у больных.
— В фитопрепаратах и биодобавках невозможно рассчитать концентрацию лекарственного вещества. Значит, велика вероятность назначения неверной дозировки. А это может привести к серьезным осложнениям, — объяснил он.

Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов отметил, что спрос на БАДы и фитопрепараты в стране растет.
— Врачи всё чаще выписывают пациентам различные витамины и добавки к пище для нормализации состояния, — сказал он.
Когда стоит закупать нерекомендованные лекарства
Но есть случаи, когда покупать препараты, не входящие в клинические рекомендации, просто необходимо, отметили опрошенные эксперты.
Так, в списке закупок есть лекарства для терапии редких генетических заболеваний. Например, нейронального цероидного липофусциноза II типа (заболевание вызывает прогрессирующую эпилепсию, двигательные и интеллектуальные расстройства. — Ред.), синдрома Ларона (нарушение выработки гормона роста. — Ред.) и болезни Помпе. Речь о препаратах на основе церлипоназы альфа, мекасермина и алглюкозидазы альфа.

Николай Беспалов напомнил, что закупки не входящих в клинические рекомендации препаратов проводятся и за счет деятельности государственного фонда «Круг добра», который обеспечивает лекарствами детей и взрослых с редкими и хроническими заболеваниями в возрасте до 19 лет.
— Такая возможность закупки препаратов не из клинических рекомендаций ориентирована на пациентов и повышает их доступ к инновационной терапии, — подчеркнул эксперт.
Всего орфанных препаратов, не числящихся в клинреках, куплено почти на 4,5 млрд рублей.

В пресс-службе Минздрава «Известиям» напомнили, что при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии можно назначить лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи или не предусмотренные в соответствующей клинической рекомендации. Также при таких условиях возможно и назначение по торговым наименованиям, тогда как обычно пациентам должны назначать лечение, используя международные непатентованные наименования.
Например, на основе соторасиба, который используется для терапии немелкоклеточного рака легкого, аспарагиназы и ивосидениба, которые применяют в лечении острого лимфобластного лейкоза. На соторасиб потратили 30,9 млн рублей, на ивосидениб — 21,6 млн рублей и аспарагиназу — 131,5 млн рублей.

Медицинский юрист и член общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко подтвердил, что могут закупаться и не вошедшие в клинические рекомендации препараты для терапии онкологических, онкогематологических и ревматологических заболеваний.
— Но назначение препаратов не из клинических рекомендаций требует систематических проверок на предмет злоупотреблений со стороны медорганизаций, — добавил он.

Алексей Старченко подчеркнул, что если у пациента возникает осложнение, то он вправе подать иск о возмещении вреда.
«Известия» направили запросы в минздравы регионов с просьбой подтвердить приобретение не входящих в клинические рекомендации препаратов и аргументировать его.
Клинические рекомендации — одна из основ организации и оказания медицинской помощи в России, напомнил «Известиям» заместитель главврача по клинико-экспертной работе медицинского центра «UNI Клиник» Иван Совцов.
— Эти документы содержат основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника, — сказал он. — Неисполнение клинических рекомендаций влечет нежелательные трактовки и домыслы о неудовлетворительном качестве оказания помощи в медицинской организации.

Но клинические рекомендации не охватывают всё разнообразие случаев, с которыми приходится сталкиваться врачам, и не всегда обновляются оперативно, добавила адвокат Ирина Гриценко. Поэтому, по ее словам, врачи имеют право отходить от них.
— В отдельных регионах может различаться ситуация с заболеваемостью, — отметила эксперт. — Регионы могут направлять свои средства на любые закупки, но с обоснованием.

Тем не менее применение препаратов, которые официально не зарегистрированы как лекарственное средство, потенциально опасно для здоровья, согласился врач-эндокринолог и диетолог Алексей Калинчев.
— Никем не ведется централизованная статистика эффективности таких препаратов. Следовательно, их назначение и применение происходит на страх и риск врача и пациента, — сказал он.

При этом, по словам эксперта, назначая фитопрепараты и БАДы, врачи не преследуют злого умысла в отношении пациента.
Специалисты чаще всего руководствуются полученными при обучении знаниями о безобидности таких средств и не предполагают, что их назначение может нанести вред здоровью больного, сказал Алексей Калинчев.