Тактика мощного залпового огня, обрушивающегося на украинские войска и окопы, уходит корнями в Первую мировую.
— Ключ к российским операциям против Украины — подавляющий артиллерийский огонь.
— Для западных армий значение артиллерии, наоборот, меркнет по сравнению с очарованием “умных” бомб.
— Для российских же офицеров артиллерия — средство уничтожения вражеских рубежей и устрашения их защитников.
Пушки русских были смертоносны, вспоминал один из выживших: “Все это время грозная артиллерия с центральных редутов сеяла жуткий хаос в наших рядах”.
Дата — 7 сентября 1812 года, место — Бородинское сражение, а автор — барон Луи-Франсуа Лежён, штабной офицер наполеоновской армии. Но похожие воспоминания мог оставить немецкий солдат под Сталинградом в 1943 году или украинский — под Бахмутом в 2023 году.
Иосиф Сталин несколько десятилетий назад назвал артиллерию “богом войны”. Веками российские военные благоговели перед пушками — и, в каком-то смысле, продолжают и поныне. В конфликте на Украине именно старая добрая артиллерия стала ключом к российским операциям, а не хваленые спецназовцы и не истребители “Сухого”. Именно они позволяют ее тактически неуклюжей пехоте и бронетехнике продвигаться под шквальным огнем до 10 000 снарядов в сутки. По некоторым оценкам, по состоянию на февраль 2024 года Россия сосредоточила на Украине около 5 000 артиллерийских орудий.
“Значение артиллерии в российской стратегии выходит за рамки ее эффективности на поле боя, — написали Джанджузеппе Пили, Бретт Эванс и Райдер Финн в статье для британского Королевского объединенного института оборонных исследований. — На протяжении всей истории и до настоящего момента развертывание артиллерии имело прямое политическое значение и служило наглядной демонстрацией решимости России достичь своих целей, не считаясь ни с масштабом разрушений, ни количеством жертв среди гражданского населения”.
Россия считает артиллерию не только инструментом разрушения, но и средством устрашения врагов. “Психологическое воздействие русской артиллерии — это отнюдь не непредвиденное последствие, а вполне осознанная особенность ее военной стратегии”, — утверждают авторы.
Российская артиллерия зародилась в XVI веке, когда пушки только начали распространяться на европейских полях сражений. Как и в других европейских армиях, в XVIII и XIX веке российская артиллерия стала престижнее пехоты и кавалерии, поскольку для нее требовались образованные офицеры, обученные математике (сам Наполеон начинал свою военную карьеру артиллерийским офицером).
Тактика мощного залпового огня, обрушивавшаяся на украинские войска и окопы, уходит корнями в Первую мировую войну. Вообще, царская армия показала себя на Восточном фронте весьма неубедительно, однако именно передовое использование массированной артиллерии позволило осуществить знаменитый Брусиловский прорыв 1916 года — редкий успех России в Первой мировой. Подготовительная бомбардировка использовала новые методы — включая авиацию для наведения и корректировки огня и короткие, но интенсивные залпы для максимальной внезапности. Град снарядов ошеломил австро-венгерских защитников и пробил бреши в колючей проволоке, позволив русской пехоте захватить 26 000 солдат противника за один день.
“Русский опыт в Первую мировую заложил основу для дальнейшего использования артиллерии: это, прежде всего, заметная опора на воздушную разведку для точных залпов с закрытых огневых позиций; эффективное психологическое воздействие; и, наконец, использование артиллерии для расчистки препятствий перед стремительными наступательными маневрами”, — пишут эксперты Королевского объединенного института оборонных исследований.
Золотой эрой русской артиллерии стала Вторая мировая война, которую русские называют Великой Отечественной. Ее работа увековечена в неисчислимых документальных хрониках и пропагандистских лентах — со шквалом огненных ракет “Катюша”, разрывающих ночную мглу. Для итогового наступления на Берлин в апреле 1945 года Красная Армия сосредоточила около 10 000 гаубиц, минометов и реактивных систем залпового огня и могла выпустить более миллиона снарядов в первый же день.
Перед конфликтом российские эксперты рекомендовали сосредоточивать от 75 до 100 орудий на километр для прорыва обороны противника. “Под занавес Второй мировой войны плотность советской огневой мощи для прорыва фронтов составляла от 150 до 200 орудий на километр”, — отметили специалисты Королевского объединенного института оборонных исследований. По их мнению, это расхождение показывает, “насколько Красная Армия зависела от промышленного потенциала, чтобы подавлять противника сокрушительным артиллерийским огнем”.
Если бы Россия вторглась в Западную Европу во время холодной войны, основную часть огневой мощи для наступления на Рейне обеспечила бы как раз артиллерия. Однако пушки оказались малоэффективными при борьбе с повстанцами в Афганистане и Чечне.
Однако, как и в западных армиях XXI века, сложилось впечатление, что субъективная ценность артиллерии снизилась на фоне лоска передового оружия — “умных” бомб и управляемых ракет. “Во времена Суворова артиллерия считалась одним из самых уважаемых и престижных родов войск российской армии — однако к началу спецоперации на Украине это мнение было практически забыто”, — отмечают авторы.
Основу российских успехов на Украине заложили беспилотники и планирующие авиабомбы. Однако, когда погода для бомбардировщиков нелетная, а работе беспилотников препятствуют помехи, настает звездный час артиллерии.
Россия выставила на Украине целый “зоопарк” советской и постсоветской артиллерии — от новых самоходных 152-мм гаубиц 2С19 Мста-СМ2 (с дальностью стрельбы до 40 километров), до совсем древних, еще времен Второй мировой войны, буксируемых 122-мм гаубиц М-30 (с дальностью стрельбы около 11 километров).
Россия также развернула целый ряд реактивных систем залпового огня на базе автомобильного шасси, включая новую “Торнадо-С” с 12 направляющими для 300-мм ракет (с дальностью стрельбы до 120 километров) и 220-мм ракетную систему БМ-27 “Ураган” (с дальностью стрельбы до 72 километров). В годы Второй мировой войны реактивные системы залпового огня использовались в основном для обстрелов по площади со сплошным поражением, однако современные российские РСЗО также могут выпускать управляемые снаряды высокой точности.
“Артиллерия рассматривается как промежуточное звено между стратегическим оружием (включая ядерные ракеты) и обычными вооружениями, — заключили специалисты Королевского объединенного института оборонных исследований. — Все указывает на то, что Россия и впредь будет использовать артиллерию для оказания политического и психологического давления и демонстрации решимости как внутри страны, так и за рубежом”.