www.globallookpress.com/Heritage-Images
Вот так выглядел идеальный воин Спарты: алая туника, бронзовый панцирь, шлем с высоким гребнем, опять же непременно красным, копье и круглый щит – гоплон. Что означает изображенная на нем буква "Л"? Происхождение спартанцев. Официальное название их родного государства – Лакедемон. С такими щитами воины выходили на поле боя или… танцевали. Конечно, они делали это еще до сражения. Но не менее мужественно и хладнокровно, чем сражались с противником.
Зачем спартанцы пускались в пляс в полной экипировке? Рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Имитация реального боя: зачем древние греки учили будущих воинов танцевать
Изначально пиррихий исполняли исключительно воины. Афинский философ Платон описывал танец как имитацию боя с использованием оружия.
"Это воин, который показывает движениями, ритмичными движениями, такими структурными, четкими движениями, например выпадами, приседаниями, прыжками, свои военные приемы, приемы искусства войны", – объяснила культуролог Наталья Рыбаченко.

По одной из версий, название танца происходит от греческого слова "пир", что означает огонь. Герой Троянской войны Ахиллес впервые исполнил пиррихий у погребального костра. Так он почтил память погибшего друга Патрокла.
Другая теория соотносит название танца с сыном Ахиллеса Пирром, который пустился в пляс на радостях после смерти заклятого врага Еврипила. Воины Эллады использовали пиррихий для боевой подготовки.
Пиррихий практиковали во многих городах Древней Греции.
Пытались приблизиться к богам: как пиррихий помогал спартанцам в битвах
Особенно военный танец полюбился спартанцам. Они обучали ему детей с пятилетнего возраста, причем не только мальчиков.
"В Древней Спарте по указанию законодателя Ликурга, который, собственно говоря, и создал строй Древней Спарты в том виде, в каком он нам известен, так вот, по указаниям Ликурга танцевали периодически этот танец и обнаженные девушки. Это было связано с очень милитаризированной культурой Древней Спарты, которая была изначально нацелена на войну и войне были посвящены разные аспекты ее культуры", – рассказал историк Максим Уканеев.
Спартанские воины использовали пиррихий не только для тренировок. С помощью танца поднимали боевой дух. Синхронные ритмичные движения под бой барабанов позволяли войску настроиться на сражение и сплотиться.

"Понятное дело, что войска, взводы, отряды строятся определенным образом в процессе военных действий. Выходят шеренгами, фалангами. И, конечно, в танце это тоже повторялось, это культивировалось, потому что вот этот вот именно четкий порядок, не толпа, а именно структурный порядок расположения людей, создавал тоже особую ритмику восприятия", – отметила культуролог Рыбаченко.
Это особое состояние, в котором воин не чувствует страха и боли.
"Состояние транса – это состояние, когда твое сознание каким-то образом отключается за счет выполнения определенных ритмичных действий. Либо создания каких-либо звуков, допустим, когда стучали мечами о щиты. Либо там кто-то что-то поет", – добавил Максим Уканеев.
Помимо звуков и ритмичных движений, для достижения нужного эффекта использовали особую технику дыхания. Древние греки считали, что в трансе сознанием человека завладевает особое божество – Лисса. Оно делает воина яростным и неуязвимым. Согласно легендам, в момент исступления спартанцы продолжали сражаться, даже после того как в них попадало с десяток стрел. В состоянии боевого транса каждый воин терял свою индивидуальность. А войско действовало как единое целое.

"Человек выходил из границ своего "я", забывал даже о своем "я", и это позволяло людям жертвовать собой на войне, естественно, все готовы умереть, именно будучи включенным в структуру четко обозначенную. И в танце это, конечно, еще больше поддерживалось, культивировалось, еще больше акцентировалось, что в танце мы будем все вместе. Мы, например, вместе поднимаем мечи, мы вместе делаем удары мечами, вместе закрываемся щитами. То есть это все было упорядочено", – рассказала культуролог Рыбаченко.
Какой вид искусства возник благодаря пиррихию
Постепенно пиррихий утратил боевое значение.
Римские танцоры пародировали традиционные боевые движения греков и высмеивали героические образы спартанцев.
"Пиррихии исполнялись на симпозиумах, симпозиумы – это, по сути дела, пиры. И поэтому пиррихии стали танцевать для ублажения, соответственно, взглядов, взоров высокопоставленных вельмож и самих императоров, стали танцевать уже в таком более художественном виде. То есть исполняли, соответственно, молодые танцоры пиррихий – и юноши, и девушки. И, соответственно, именно из вот таких театрализованных максимум представлений, связанных с танцем, мы можем выводить корни такого явления, как балет", – прокомментировал историк Уканеев.

И все же потомки понтийских греков, когда-то проживавших на территории современной Турции, сохранили традицию военного танца в его изначальном смысле. Правда, сегодня пиррихий исполняют без боевого облачения. Так повелось еще со времен Османской империи, когда турки запрещали грекам носить любое оружие. Однако пирров танец по-прежнему прославляет воинскую доблесть эллинов.