"Без России не обойтись": Европа пожалела, что связалась с США. Выход один

ИноСМИ 2 дней назад 7
Preview

Европа хочет стать более независимой, но при этом меняет одну зависимость на другую. Почему поставки газа по трубопроводу и СПГ нельзя считать решением, обеспечивающим независимость.

Европа по-прежнему не может обойтись без российского газа. Хотя Евросоюз и принял решение о полном отказе от него к 2027 году, ключевой вопрос остается без ответа: из каких источников будет поступать энергия в будущем?

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Ведь несмотря на санкции и политическую изоляцию около 8% импорта трубопроводного газа и около 13% импорта сжиженного природного газа (СПГ) по-прежнему поступает из России, о чем свидетельствуют последние данные European LNG Tracker Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA). Зависимость снизилась по сравнению с периодом до начала конфликта на Украине, но она не исчезла.

Лидеры стран Европы переругались из-за России. Страсти кипят как никогда

Тем временем наметилась новая односторонняя зависимость — на этот раз от сжиженного природного газа из США. По данным федерального министерства экономики, в прошлом году 96% импорта СПГ в Германию приходилось на долю США. На европейском уровне баланс также быстро меняется: в европейском экономическом пространстве поставки из США в настоящее время составляют почти 40% общего объема импорта газа, а в случае СПГ доля поставок из США достигает даже 60%. В последних исследованиях Экологического института в Берлине, Института Клингендаль в Нидерландах и Норвежского института международных отношений содержится предупреждение, что к 2030 году ЕС может импортировать до 80% СПГ из США.

Маршрут, полностью обходящий Россию

В условиях нестабильного президентства Дональда Трампа этот вариант нельзя назвать ни надежным, ни стратегически разумным. Поэтому диверсификация — это уже не просто лозунг, а необходимость с точки зрения безопасности. Европе нужны надежные альтернативы, которые можно просчитать с геополитической точки зрения и которые уже работают. Именно здесь на сцену выходят Трансадриатический газопровод (TAP) и "Средний коридор" (Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТМТМ).

На этом фоне Европа уделяет все больше внимания юго-востоку. Между Каспийским и Черным морями формируется регион, который долгое время недооценивался, но теперь может стать ключом к реальной диверсификации. Так называемый Средний коридор через Центральную Азию, Южный Кавказ и Турцию становится реальной альтернативой энергетическим и транзитным осям, в которых доминирует Россия. В начале 2026 года эта альтернатива впервые обрела конкретные очертания. Теперь по Трансадриатическому газопроводу природный газ из Азербайджана поступает напрямую в Германию и Австрию.

Основой для этого служит долгосрочный договор между государственной энергетической компанией Socar и немецкой компанией Sefe. Объемы поставок ограничены, но их геополитическое значение — нет. Этот газ поступает в Европу по маршруту, полностью обходящему Россию.

Преимущество для безопасности Германии

Для Германии это стало преимуществом в плане безопасности. Энергия, поставляемая по трубопроводу в рамках политически предсказуемых партнерских отношений, значительно укрепляет способность действовать в отличие от краткосрочных поставок на спотовом рынке. Для Австрии это стало важной гарантией безопасности с юга. Еще в 2025 году Азербайджан поставлял в Европу около 12,8 миллиарда кубометров газа, а с расширением пропускной способности TAP азербайджанский газ теперь поступает в 16 европейских стран. В условиях глобальной нестабильности запасы каспийского газа предлагают Европе стабильную альтернативу.

То, что сегодня Азербайджан взял на себя эту роль, стало результатом целенаправленной внешней и энергетической политики. Под руководством президента Ильхама Алиева страна зарекомендовала себя как надежный поставщик энергоресурсов и одновременно позиционировала себя как стабилизирующий фактор на Южном Кавказе. Мирное соглашение с Арменией, заключенное в августе 2025 года при посредничестве США, положило конец десятилетиям конфликтов вокруг Карабаха, который долгое время был предметом споров и по международному праву является частью Азербайджана. Впервые Армения импортирует азербайджанские энергоносители — с положительными результатами: экономическая интеграция способствует снижению цен, создает взаимозависимость и ослабляет влияние России и Ирана. Для Европы очевидно, что без стабильности на Южном Кавказе надежные поставки энергии невозможны.

Впрочем, "Средний коридор" простирается далеко за пределы Южного Кавказа. Фактически энергетический центр коридора находится в Казахстане. Будучи крупнейшим нефтедобывающим государством Центральной Азии, эта страна приобретает все большее значение с точки зрения обеспечения энергетической безопасности Европы. В 2025 году экспорт нефти из Казахстана в Германию вырос примерно на 44% до более чем 2,1 миллиона тонн, а на 2026 год запланированы поставки в объеме до 2,5 миллиона тонн. В январе 2026 года в западной части страны в районе месторождения Тенгиз наблюдались временные перебои в производстве и подаче электроэнергии. Однако эти сбои, по-видимому, были кратковременными и не изменили роль Казахстана как надежного поставщика энергоресурсов для Европы. Тем не менее эти события подчеркивают фундаментальную уязвимость современных систем энергоснабжения и необходимость принятия мер по повышению устойчивости инфраструктуры и партнерских отношений.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, а также стратегически важными сырьевыми ресурсами, такими как литий, хром, медь и редкоземельные элементы. Новое месторождение в Карагандинской области подчеркивает этот потенциал. Для Европы, которая в значительной степени зависит от Китая в плане поставок критически важного сырья, Казахстан является ключевым государством с геополитической точки зрения.

Соответственно, первый саммит ЕС — Центральная Азия, состоявшийся в апреле 2025 года в Самарканде, был больше, чем просто дипломатическим сигналом. На нем стороны договорились о расширении своих отношений до стратегического партнерства и определении энергетики, инфраструктуры, критически важных сырьевых материалов и транспортной доступности в качестве основных областей сотрудничества. Это сопровождается инициативой ЕС "Глобальный портал", в рамках которой в Центральной Азии планируется мобилизовать около 12 миллиардов евро.

Необходимо обеспечить защиту критически важной инфраструктуры

Для Берлина и Брюсселя это означает четкое обязательство. "Средний коридор" не должен оставаться второстепенным проектом, а должен быть систематически защищен. Во-первых, это означает укрепление энергетической инфраструктуры вдоль маршрута и создание резервных систем вместо дальнейшей зависимости от отдельных критически важных узлов. Дополнительные компрессорные, накопительные и питающие мощности вокруг Каспийского моря, укрепленные электрические сети, аварийное электроснабжение и возможности пуска из полностью обесточенного состояния, а также накопители энергии в портах, на перекачивающих станциях и в промышленных центрах необходимы в той же мере, что и общие стандарты цифровой безопасности сетей и защиты чувствительных систем управления.

Во-вторых, необходимо более тесное согласование энергетической политики. Единые правила доступа к сетям, распределения мощностей и механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации сделали бы инвестиции более предсказуемыми и позволили бы быстрее возобновить работу в случае кризиса. Долгосрочные, приемлемые для банков контракты на поставку газа, электроэнергии и, в перспективе, водорода — необходимое условие для привлечения частных и государственных инвестиций.

В-третьих, энергетическая безопасность должна сопровождаться политическими мерами. Защита критически важной инфраструктуры от саботажа, кибератак или стихийных бедствий требует совместного анализа рисков, систем раннего предупреждения и форматов гражданского обучения, без милитаризации коридора.

В-четвертых, Европа должна целенаправленно интегрировать развитие возобновляемых источников энергии вдоль "Среднего коридора". Крупные проекты по ветровой и солнечной энергии в степях Центральной Азии, дополненные электролитическими мощностями для производства зеленого водорода и применения технологии Power-to-X, могут в долгосрочной перспективе снизить зависимость от отдельных источников энергии.

Коварный план ЕС раскрыт: Запад хочет, чтобы Украина теряла территории. И для этого срывает переговоры

Таким образом, столь воспеваемый поворот эпохи остается незавершенным

Все это, в конечном итоге, требует четкой дипломатической координации. Постоянный стратегический диалог по вопросам энергетики с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией в сочетании с политическим посредничеством в вопросах транзита и сборов, а также четкими стимулами для реформ обеспечили бы надежность. В дополнение к совместным тендерам, гарантиям закупок и защите от перебоев в поставках Европа может послать сильный сигнал об увеличении спроса.

Пока Европа пытается избавится от старой зависимости от российского газа и одновременно становится зависимой от американского СПГ, столь воспеваемый поворот эпохи останется незавершенным. Энергетическая независимость не достигается путем замены одного доминирующего поставщика другим, а только путем реальной диверсификации. "Средний коридор" дает Европе возможность сделать свое энергоснабжение более разнообразным, стабильным и геополитически предсказуемым.

Берлин и Брюссель должны воспользоваться этой возможностью сейчас. А это означает: продвигать расширение Трансадриатического газопровода, стратегически обеспечить "Средний коридор" и заключить долгосрочные партнерства с другими странами, помимо России, и избавиться от односторонней зависимости от СПГ. Промедление укрепит новые зависимости и лишит Европу возможности обеспечить долгосрочную энергетическую независимость.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'