Белочехи могли предотвратить создание СССР, но оказались слабаками

ИноСМИ 2 часов назад 26
Preview

Ко Дню ветеранов войн интервью нашему серверу дал историк Ян Рыхлик. Он напомнил об огромном числе чехов, павших в Первую мировую, о влиянии войны на образование Чехословакии и об успехах легионеров, которые помогли образоваться государству.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Об окончании Первой мировой войны по всему миру вспоминают 11 ноября в День ветеранов войн. Символом этой даты стали маки, которые стали эмблемой фондов, собирающих средства для ветеранов всех войн. Но в то же время этот цветок напоминает о большом количестве погибших в первую величайшую войну XX века.

Как говорит в интервью историк Ян Рыхлик, в этом конфликте голову сложили сотни тысяч чехов и словаков. Только вдоль Транссибирской магистрали их полегло множество, и поэтому сегодня ее обрамляют до самого Владивостока памятники чехословацким легионерам, зачастую разрушенные и заброшенные.

(...)

Влияние чехословацких легионеров на мировую историю

Seznam zpravy: В истории найдется не так много эпизодов, когда чехи влияли на мировую историю. К таким моментам, несомненно, относится образование чехословацких легионов в России, Италии и Франции во время Первой мировой войны. Наши предки в легионах воевали против Австро-Венгрии за еще не существующую республику на трех фронтах войны, что даже нетипично.

Ян Рыхлик: Хочу вас поправить. Образование легионов на стороне официального врага — достаточно старый феномен. Такое случалось в любой войне. Легионы чехов и словаков, таким образом, не были исключением. Польские легионы, кстати, воевали в Первую мировую с обеих сторон.

Удар возмездия по ВСУ: российский "Кинжал" поразил ВВС Украины в сердце

Тем не менее я бы хотел выделить роль уже упомянутых чехословацких легионов в России, которые после большевистской революции 1917 года потянулись по Транссибирской магистрали во Владивосток, чтобы уплыть во Францию. Чехословацкие легионы в Италии и, прежде всего, во Франции были относительно небольшими и, в отличие от легионов в России, ничего не могли изменить.

— Так какую же роль они играли в России?

— Если бы чехословацкие легионы в России (70 тысяч чехов и словаков —прим. авт.) вовремя получили поддержку западных союзников, то у них был шанс победить большевиков. Тогда Советский Союз просто не образовался бы. Или он появился бы, но не в том виде, каким мы его знаем. В 1919 году большевики контролировали лишь малую часть России, пусть и наиболее промышленно развитую и густонаселенную. Кстати, сами большевики не верили, что удержатся у власти.

Действия чехословацких легионов в России и их боевые успехи выдвинули на первый план чешский вопрос на международном уровне, как ничто другое. Прежде никто о нем ничего не слышал. Ведь самостоятельной Чехии не существовало с 1526 года. То есть до 1914 года и начала Первой мировой войны никто и не считал это международной проблемой.

(...)

— Когда я объезжал места боев легионеров в тогдашней России от украинского Зборова до Уральских гор, то не переставал удивляться, чего сумели добиться легионеры на этих огромных пространствах и как они вообще выжили. Как они только не потерялись в этих огромных далях. Кстати, с большевистскими отрядами они воевали еще два года после прекращения войны.

— Не могу с вами не согласиться. Они воевали с большевиками, потому что были обязаны. Других вариантов у них не было. Все мотивы, связанные с образованием Чехословакии, для них рухнули. Они говорили: "Большевики нам не симпатичны, но русские должны сами друг с другом разобраться". Тем не менее они воевали вплоть до января 1920 года, когда началась репатриация главных сил легионов из Владивостока.

— Объясните, пожалуйста, сложное положение чехословацких легионов в России, а также то, почему им пришлось жестоко бороться еще два года после окончания войны.

— В особенно тяжелую ситуацию легионеры попали третьего марта 1918 года, когда Россия подписала с Австро-Венгрией, Германией, Османской империей и Болгарией сепаратный мир, известный как Брест-Литовский мир.

Что делать? Домой (в Австро-Венгрию — прим. авт.) в такой ситуации легионеры вернуться не могли. С ними поступили бы как с предателями родины. Они также не могли остаться и в России, которая не могла, согласно мирному договору, оставлять на своей территории вооруженные формирования враждебные к немецко-австрийскому блоку.

— И как решили поступить легионеры?

— Поэтому легионеры пытались добраться до Владивостока, а оттуда на французский фронт, где их ждали. Франция в боях уже исчерпала все резервы. Париж согласился на то, чтобы чехословацкие легионы в России были объявлены частью армии во Франции и переброшены на французский фронт.

Великобритания, напротив, настаивала, чтобы легионеры остались в России и победили большевиков, и тогда уже не большевистская Россия снова вступила бы в войну и открыла бы против немецких и австро-венгерских войск новый восточный фронт. Это очень облегчило бы положение на западном фронте.

Германия, подписав Брест-Литовский мир с большевистской Россией, отправила все свои силы с русского фронта во Францию, силы которой были на исходе. Позиции немецких войск, кстати, располагались совсем недалеко от Парижа.

— В итоге легионеры остались в России…

— В итоге фронт в России все же открылся. Но не потому что этого хотели британцы. Все произошло после случайного конфликта между легионерами и большевистской советской властью в Челябинске. Легионеры вдруг почувствовали смертельную угрозу для себя.

Кроме того, после Брест-Литовского мира они начали рассматривать Россию как нового союзника своих главных врагов — Германии и Австро-Венгрии. То есть они считали русских предателями Антанты, то есть ее недавних союзников. Для легионеров Россия была таким же врагом, как Германия и Австро-Венгрия.

— К каким последствиям привели эти перемены?

— Например, большевистский режим в Сибири удалось свергнуть с помощью чехословацких легионов и снова установить ранее законно избранную демократическую российскую власть КОМУЧ, то есть власть Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания.

Однако со временем это демократическое правительство свергли бывшие царские генералы во главе с адмиралом Александром Колчаком, и потом он в Сибири установил открытую военную диктатуру.

Так перед легионерами встала сложная нравственная дилемма. Они не хотели воевать за жестокий колчаковский режим. Поэтому в итоге они защищали уже только Транссибирскую магистраль, чтобы добраться по ней до Владивостока. С большевиками, которые на них постоянно нападали, они воевали уже по необходимости.

— Значимость чехословацких легионов в России заключается, вероятно, в том, что, заблокировав Транссибирскую магистраль, они сделали невозможной переброску миллионов репатриированных немецких и австрийских пленных на западные фронты. Тем самым они значительно сократили войну и предотвратили новые огромные потери.

— Хорошо, что вы об этом упомянули. Таковы крайне важные, но малоизвестные небоевые заслуги чехословацких легионов в России. (…)

— Как объяснить, что в некоторых регионах России, например в Самаре и близлежащих Липягах, до сих пор к "белочехам", как там прозвали наших легионеров, испытывают фанатичную ненависть?

— Это последствие многолетней большевистской пропаганды. Но, например, в Омске легионеров до сих пор оценивают позитивно, как и в Екатеринбурге и Владивостоке, где им установили достойные памятники.

— Сегодня мы отмечаем День ветеранов войн и вспоминаем павших не только в Первую мировую войну, но и в последующих конфликтах. Не думаете ли вы, что, упрощенно говоря, конец Первой мировой вместе с последующими мирными договорами в Париже заложил основу для Второй мировой войны?

— В каждом мирном конгрессе и мирном соглашении есть зерно новой войны. Войны будут всегда. Возможно, это звучит жестоко, но мир без войн — это иллюзия наивных пацифистов, которую присвоили себе коммунисты, вещавшие о мире во всем мире. Но сами они, как я думаю, в это не верили.

Тем не менее мы должны стараться, чтобы войн по возможности не было или чтобы мы их предотвращали. В общем, я не верю в иллюзию мира без войн. Кстати, в истории человечества вы с трудом найдете хоть один год без войны. Принято считать, что после Второй мировой войны никаких вооруженных конфликтов не было, но и это иллюзия. Только в одной Европе была война в бывшей Югославии, а теперь вот конфликт России и Украины. В общем, войны идут непрерывно.

— Как, по-вашему, можно предотвращать войны?

— Если кто-то нарушает международное право и нападает на другое государство, его действия нужно пресечь. Причем всеми доступными средствами: дипломатическими, экономическими санкциями, военными операциями с целью восстановления статуса-кво.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'