
Выдача банковского вклада клиенту регламентирована ст. 837 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что «банк в любом случае обязан выдать по первому требованию вкладчика сумму вклада или ее часть и соответствующие проценты», а также законом «О банках и банковской деятельности». Однако задержки в выдаче денег владельцу встречаются, дело доходит до судов, которые иски граждан не всегда удовлетворяют, отмечает автор канала «Я работаю в банкомате».
Как правило, о решении забрать вклад надо сообщить банку заранее, заказав нужную сумму. Обычно на это уходит 1-2 дня, но бывают исключения. Так, банк может находиться на грани отзыва лицензии, и не может выдать вклад вовремя. К примеру, 27 августа 2015 года клиентка ПАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» обратилась с требованием расторгнуть договор вклада на сумму 22 млн руб. Банк выдал ей 500 тыс. руб., а остальную сумму возвращал с 21 сентября по 19 октября.
Ситуация объяснялась тем, что как раз 27 августа Центральный Банк (ЦБ) ввел в банке временную администрацию и отключил кредитно-финансовую организацию от системы электронных расчетов Банка России. Вклад был выплачен полностью, но не сразу, поэтому клиентка обратилась в суд. Первая инстанция взыскала с банка сумму вклада, неустойку за просрочку, штраф за отказ вернуть деньги и компенсацию морального вреда. Верховный суд отменил решения, сославшись на Закон о защите прав потребителей, который не применим к договору банковского вклада. В итоге истице выплатили только проценты по ставке рефинансирования.
Также банк может отказаться обналичить вклад и перевести их на другой счет клиента. Подобный случай имел место в 2015 году, когда клиент Сбербанка перевел на свой счет 56 млн руб. со своего счета в другом банке. Он хотел снять деньги наличными, но Сбербанк поинтересовался происхождением денег, при этом предоставленные документы банку не понравились. Деньги клиент не получил и перевел их на вкладе в Сбербанке.
Когда срок истек, мужчина снова хотел их забрать, но ему отказали. Банк предложил перевести средства в другой банк, после чего клиент обратился в суд. Верховный суд согласился с доводом банка о том, что «нормы права не содержат обязанности выдать деньги в той форме, в которой запросил клиент, банк может выдать средства как наличными, так и по безналичному расчету».
В любом случае, банки крайне редко затягивают с выдачей вкладов клиентам.
«ГлагоL» сообщал, что в марте глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила нормализацию положения по депозитам. Ситуация, когда в ноябре и декабре 2024 года они были выше ключевой — нестандартна, отметила финансист.